Все по 100. Буддизм

Все по 100. Буддизм

Сегодня 100 рублей кажутся уже символической суммой. Каждый день мы вынимаем эту бумажку из своего кошелька, чтобы заплатить за чашку кофе или ежемесячный журнал, половину бизнес-ланча или 2 поездки в метро и пачку сигарет.

 

Однако у людей, для которых вера является неотъемлемой частью повседневной жизни, в графе «расходы» есть еще один существенный пункт: на религиозные нужды. Что может позволить себе на 100 рублей мусульманин и иудей, православный и буддист на пути в мечеть, синагогу, храм или буддийский центр? Обозреватель Religo.ru Катя Валетова заглянула в религиозные магазины, и мы продолжаем знакомить с результатами ее исследований.

Первое, что удивляет при входе в Московский буддийский центр Алмазного пути школы Карма Кагью – это дверь. Огромная кожаная дверь с увесистой ручкой в виде тигра. И кажется, если ее отворить, то перед вами откроется пространство тибетского храма с огромными скульптурами Будды, красочными тханками и украшенными золотом свитками книг. Но нет. За дверью – простая квартира с кухней, туалетом и залом для медитации. Все очень просто и скромно.

Хозяев у квартиры нет, а точнее их столько же, сколько и человек в общине (сангхи). Заветную дверь мне открыла одна из членов сангхи, Сауилинь, которая выступила в качестве тьютера на протяжении всего времени посещения мною центра. Несмотря на то, что я сразу обозначила цель своего прихода – осмотр лавки, она повела меня пить чай, где за разговором кратко рассказала об основах буддизма. Из кухни мы направились дальше – смотреть зал для медитации. Меня предупредили – «Тихо! Идет фотосессия». Одна из учителей, ведущих медитации, позировала в вечернем наряде на фоне фотографий семнадцатого Кармапы Тхайе Дордже (главы школы Карма Кагью Тибетского буддизма) и ламы Оле Нидала (знаменитого буддийского учителя, адаптировавшего буддизм к европейской культуре).

1. Журнал «Жизнь Кагью» (30р.)

В конце концов мы все-таки оказались у стенда с различными товарами, совсем крошечного и занимавшего лишь пол стены. На вопрос, ставший уже традиционным – какую литературы посоветуете прочесть интересующемся буддизмом? – Саулинь указала мне на известную книгу Оле Нидала «Открытие алмазного пути», где по ее словам живым и образным языком описываются основы буддийской философии, медитационные техники и полезный стиль жизни.


Правда стоила она порядка 300 рублей, поэтому пришлось ее заменить на раритетный журнал «Жизнь Кагью» 93-го года издания. Несмотря на свой размер (всего 29 страниц), он оказался весьма содержательным. В нем опубликованы и интервью с самим Оле Нидалом, и пара глав из его предыдущей книги «Верхом на тигре», и наставления ламы Джамгена Конгтрула Ринпоче, и многое другое. И всего за 30 рублей!

2. Брошюрка «Медитация «Прибежище»» (50р.)

В разряд «обязательной литературы» вошла, по совету Саулинь, также брошюрка «Медитация «Прибежище»» (50 рублей), к которой прилагалась картинка(15 рублей) с наглядной инструкцией по правильному способу «принятия прибежища» (читай веры): от прибежища в Ламе, через прибежище в Будде, к прибежищу в Учении и прибежищу в Сангхе, и, наконец, снова к прибежищу в Ламе. И так до бесконечности, сколько хватит молодых неофитствующих сил.


Такая медитация, укореняющая в сознании основные аспекты буддизма, должна стать первой пробой собственной выдержки, прежде чем приступить к более длительным упражнениям.

Однако подобная медитация, в общем как и любая другая, требует четок. Да не одной пары, а целых двух. Для барышней – большие на правую руку, маленькие (для отсчета кругов молитв) на левую, а мужчинам наоборот. К сожалению, на витрине четок в ценовом диапазоне 100 рублей не оказалось.

3. Инструкция по правильному способу «принятия прибежища» (15р.)

Продолжая рассматривать витрину, сразу обратила внимание на красочные плакаты и тханки (молитвенные картины на тонком холсте) с изображением различных буддийских учителей, божеств и защитников учения. Именно они-то и явились в прямом и переносном смысле самыми драгоценными. Так некоторые из них стоили около 4000 тысяч рублей. Однако в большинстве случаев на предметах ценника нет. Лист с прайсом лежит где-то в углу витрины.

 

Приятно, что все деньги идут в качестве милостыни. 100 рублей за купленные мною вещи не нужно было отдавать в руки, а можно было положить в отверстие под стендом.

Что касается детей, то, судя по витрине, их привлекают в сангху не очень активно. Кроме гирлянды и красочных картин с Буддой для них здесь усмотреть ничего не удалось. Но вот что обязательно стремится приобрести каждый последователь школы Карма Кагью, как оказалось из общения с молодым представителем сангхи, — это образ самого Оле Нидала. Отвечая на вопрос, чем привлекла его эта школа, молодой человек сказал: «Ты же видела как выглядит учитель? Я тоже хочу быть таким же».

Однако к буддистам можно прийти и вовсе без денег. Рядом со стендом есть библиотечная полка, с которой можно взять почитать любую книжку. Естественно у меня возник вопрос, насколько такая практика распространена и в других религиозных магазинах. Для разрешения этого вопроса я отправилась в место, где с особым трепетом относятся к книгам – в синагогу.

Предыдущие материалы серии:

Все по 100. Православие

  • Анастасия Галашина

    Класс!

    Этот материал даже еще более увлекателен, нежели предыдущий, про православную лавку.

    Спасибо )

  • Екатерина Валетова

    О, большое спасибо, Настя!)