2001-2010: кино

2001-2010: кино

Последнее десятилетие в киноиндустрии дало человечеству не один прекрасный мир, куда оно может сбежать от повседневности в поисках истины и счастья.

В начале десятилетия была экранизована знаменитая трилогия «Властелин колец», породив новую волну толкиенизма и став своеобразным символом новой эпохи, ее ожиданий и устремлений. Те, кто в России пропустили бум увлеченностью миром Средиземья в 90-е, теперь с гордостью записывали себя «хоббитами» и «эльфами» во время переписи 2002 года. Блуждающие в киберпространстве подростки радостно бросились на поиски Морфиуса и мира более реального, чем этот. Некоторые прыгали в кроличью нору настолько глубоко, что объяснить им, что они не подключены к компьютерной программе, приходилось уже врачам. А уж сколько детский сердец было разбито, не получив в день своего одиннадцатилетия письмо из Академии Чародейства и Волшебства «Хогвартс», и посчитать сложно.

2001

экспозиции Гарри Поттер и Философский камень / Harry Potter and the Philosopher’s Stone

Экранизация первой книги из серии о приключениях «самого обыкновенного мальчика» Гарри Поттера в мире магии и волшебства ознаменовала собой начало мировой истерии. Теперь каждый ребенок — даже не читавший книги — знает, кто такие маглы и чье имя нельзя называть. Новая субкультура маленьких чародеев приняла такой масштаб, что заставила Ватикан беспокоиться о том, как бы книги Роулинг не «исказили христианское начало в неокрепших душах». Впоследствии, правда, вполне христианский финал серии заставил Католическую Церковь занять более благосклонную позицию.

2002

экспозиции Звонок / The Ring

Фильм, породивший целую волну голливудских ремейков японских фильмов ужасов. К какой еще культуре мог обратиться запад в поисках вдохновения и желания испугаться? Смесь разнообразных народных представлений и синто породила уникальный мир духов и демонов, особые практики очищения пространства и успокоения «застрявших» в нашем мире душ. Японские фильмы ужасов пугают своей реальностью. Именно им удается удивительным образом смешивать современные технологии и самые древние страхи. Голливуд, к сожалению, это обаяние передать так до конца и не смог, дав возможность маленькой японской девочке убивать всех весьма «по-западному», заразив «ужастики» вкусом к новой мистике.

2003

экспозиции Матрица: Революция / Matrix: Revolution

В эпоху господства пластмассы, кредитных карт и компьютерных технологий человечество еще никогда не чувствовало себя столь оторванным от реальности. Неудивительно, что новый Зион и новый спаситель, которых явили миру братья Вачовски, мгновенно завоевали сердца миллионов. Последняя часть трилогии избавила от мучений преданных фанатов: мы больше не «батарейки» для машин, Нео действительно избранный и «Добро пожаловать в реальный мир!». Меняются декорации, но герой все так же жертвует собой ради блага человечества. Как сказано в одной из песен: «Раньше Иисус, теперь Нео мне дарит надежды». Успех «Матрицы» показал, что массовое кино может быть источником не только развлечения, но и фундаментом для формирования мировоззрения.

2004

экспозиции Страсти Христовы / The Passion of the Christ

Режиссерский дебют Мела Гибсона стал одной из самых скандальных экранизаций библейского сюжета и уж точно самой кровавой. Поставив цель как можно реалистичнее передать страдание спасителя, голливудский актер, по мнению многих, перегнул палку. Особое обсуждение вызвал «антисемитизм» режиссера, в котором его обвинили представители иудейской общины. Несмотря на это, фильм вызвал множество положительных отзывов и бесплатных показов, организованных христианскими общинами по всему миру. Кому-то такое обучение новозаветной истории может показаться слишком современным, но в кинотеатрах действительно присутствовали люди, которые не знали «чем все закончится».

2005

экспозиции Хроники Нарнии: лев, ведьма и платяной шкаф / The Chronicles of Narnia: The Lion, the Witch and the Wardrobe

Первая из серии экранизаций блестящего цикла фэнтези-книг для детей «Хроники Нарнии» Клайва Льюиса. Христианский бэкграунд вместе с греческой и римской мифологией и английскими народными сказками создают удивительный мир Нарнии, мир непрерывной борьбы добра со злом. В центре сюжета — смерть льва Аслана — вполне прозрачный образ Христа, который не просто жертвует собой, но и воскресает, даря миру возможность победить зло. Фильм навлек на себя обвинения в расизме и гендерной дискриминации, одновременно с этим, став одной из самых популярных христианских сказок о «светлом, добром, вечном» в истории нового десятилетия.

2006

экспозиции Код да Винчи / The Da Vinci code

Мало фильмов христианская Церковь осуждала так сильно и в таком единодушии. Причина в том, что художественный роман, по которому снят фильм, восприняли чуть ли не как учебник истории, откровение, рассказывающее о «правде», которую веками скрывала Церковь. И хотя книга содержала множество фактических ошибок, а теория автора была  весьма хрупкой — да и отнюдь не новой — ученые, христианские деятели и множество различных энтузиастов по всему миру принялись яростно ее обсуждать и оспаривать. Чем и вызвали такой бурный интерес к ее экранизации. Впрочем, популярно мнение, что следующий фильм, снятый по роману Дэна Брауна, «Ангелы и Демоны» — это фактически публичное извинение перед Католической Церковью.

2007

экспозиции Я – легенда / I Am Legend

Врачи снова заигрались в Бога и снова последствия ужасают: практически все население планеты мутировало в кровожадных монстров. Сюжет похож на классические зомби-фильмы. Последнее десятилетие вообще с особым вниманием отнеслось к живым мертвецам: из вяло передвигающихся в поисках мозгов трупов они превратились в бодро бегающих по главным площадям мира и довольно организованных ребят, способных даже на вполне человеческие чувства. Показательно, что фильм отличается от романа, по которому был снят (осторожно, раскрывается сюжет!): если в книге новое общество пораженных вирусом людей-зомби казнит последнего человека и остается властвовать на планете, то режиссер предлагает нам надежду, «Землю Обетованную» и героя-спасителя человечества.

2008

экспозиции Сумерки. Сага / The Twilight

Любовный треугольник вампира Эдварда, старшеклассницы Беллы и оборотня Джейкоба не оставила равнодушной ни одну девушку планеты. Неожиданно, домохозяйка из США вернула миру любовь к инфернальному, уже, казалось бы, остывшую со времен «Дракулы» Френсиса Форда Копполы. Правда, безжизненную кровососущую тварь из холодных склепов она представила семнадцатилетним светящимся на солнце красавцем. В фильме мы видим итог длительной трансформации, которую претерпел образ вампира в западной культуре: иное, чужое вдруг стало не обязательно злым. Чужеродные элементы культуры не только получают свое право на существование, но и становятся желанным объектом.

2009

экспозиции Аватар / Avatar

История проста, стара и прекрасна, как мир. И вполне в духе New Age. C самого начала зрителю ясно, что «наши победят». Вот только «нашими» становится народ племени Нави, а не армия наемников, сильно смахивающая на армию США, «освобождающую» какой-нибудь народ в американских блокбастерах по давно изученному синопсису. Кемерон дает нам еще одну фантазию о том, как стать новым существом, более совершенным и его герой перерождается не только духовно, но и в новом теле, по сути предав свою «человечность». Описание религии населения Пандоры навлекли на режиссера обвинения в пропаганде пантеизма и неоязычества, и породили волну увлечения не только новым фантастическим миром далекой планеты, но и его посюсторонними аналогами. 

2010

экспозиции Начало / Inception

Еще никому не довелось столько блуждать между правдой и вымыслом, сном и реальностью, на грани сумасшествия, как герою Леонардо Ди Каприо. В фильме Нолана его герой занимается внедрением идей. Именно они — идеи — являются самым ценным достоянием и самым мощным оружием. Запад строит воздушные замки и мучается, смотря, как они рушатся. Режиссер предлагает проникнуть в саму суть человека, на берега его подсознания, чтобы посмотреть, как рождается Идея. От блужданий в чужих снах героев спасают только личные «фетиши», маленькие предметы, которые определяют реальность происходящего. Именно этот личный «фетиш» в конечном итоге и решает судьбу главного героя.


Вместо эпилога

На переломе эпох, в начале нового тысячелетия люди мечтают попасть на Пандору и вернуться к Великой Матери, вздыхают ночами о вампирах и оборотнях не в первобытном ужасе, а в сладком томлении. Десять лет суперуспешные голливудские фильмы решают проблему свой-чужой, иной-земной, человеческий-сверхчеловеческий в фантастических вселенных, пока в реальности западный мир лишь мучается и задыхается в попытках найти это решение. Ответ, как всегда, лежит в будущем, хотя вариантов массовая культура уже предложила нам с избытком.

  • А.М.

    ниачем!
    Автор, видимо только по рецензиям о фильмах знает — отсюда одни общие фразы, ничего нового, ни одного действительно интересного религоведческого или философского вопроса не затронуто — так, что-то невразумительное вскользь… Плюс ошибки в именах. Если не писать хорошо и интересно, зачем вообще писать? Да и выбор фильмов умиляет: в основном убогая попса. Создатели такого о сверхчеловеческом думают в последнюю очередь — разве что о сверхчеловеческом богатстве. А публика — тем более. Фантазии о смазливых вампирчиках, ангелочках и ведьмачках != мысли о вечном.

  • Анна Козыревская

    Уважаемый А.М.! В некотором роде, я абсолютно с Вами согласна! Это и было целью — дать краткий обзор того, что Вы называете «убогой попсой», т.е. фильмов, которые собрали в прокате миллионы. Несу ли я ответственность, за то, что массовая культура «не задумывается» (тут я, кстати, считаю, что Вы не правы)? Навряд ли.
    А если есть ошибки в именах, мы будем рады их исправить! Спасибо!

  • Danny

    Если я правильно понял, перед автором стояла задача показать какие нынче фильмы диктуют моду, формируют мировоззрение обывателя.

    Было бы интересно также почитать статью, какие фильмы эпохи 2000-ых действительно заслуживают особого внимания.

  • posthuman15

    Чушь… из данного списка только Матрица и Начало действительно дают пищу для ума. Они даже похожи, практически один в один, только нюансами отличаются. Куда поколеню, выросшему на Звонках и Сумерках знать кто такие Мишель Гондри, Кроненберг, Ходоровский, Энгер, Гринуэй…

  • Анна Козыревская

    вы можете считать это чушью, но это та культура, которая окружает нас ежедневно, и потребителем которой, очевидно, являетесь и вы (раз уж судите о фильмах).
    а что касается поколения выросшего на сумерках.. не уверенна, что гипотетическому подростку 14 лет действительно пойдет на пользу скажем просмотр видеодрома кроненберга. для разного возраста — свои фильмы, и это ни коим образом не свидетельствует о низком уровне развития молодежи