13 844

Сб, 12 Март 2011

В защиту расцерковления

Игумен Петр (Мещеринов) о церковной рутине, взламывании субкультуры и внутренней эмиграции

В последнее время в церковной среде достаточно активно обсуждается тема так называемого «расцерковления», которое появилось как оппозиция понятию «воцерковления» для обозначения процесса отделения православных христиан от Церкви. О причинах этих процессов, их актуальности и того, к чему они могут привести, пишет в своей первой колонке на Religo.ru настоятель подворья Даниловского монастыря в Подмосковье, известный церковный публицист, игумен Петр (Мещеринов).

Слово «расцерковление» имеет два значения. Первое — когда человек после некоторого пребывания в Церкви выясняет для себя, что он не принимает Христа и Его заповеди и отходит от христианства. Этот радикальный вариант мы сейчас рассматривать не будем. Предметом нашего разговора будет второе, образное значение этого слова — когда человек, наоборот, желает жить во Христе, но в процессе своей церковной жизни начинает чувствовать, что его отношения с Богом в Церкви превращаются в рутину. Причиной этого является неправильное воцерковление, то есть когда вместо возрастания в красоту и свободу Христовой Церкви человека «втискивают» в жёстко очерченные внешнерелигиозные схемы, в идеологию и субкультуру. Этому весьма способствует то, что из-за непроработанности у нас личностной церковной педагогики норма воцерковления, то есть начального обучения внешней церковности, предлагается всем как норма церковной жизни вообще. Но рано или поздно человек вырастает из начальной церковной школы, чтобы жить во Христе и творить Его заповеди не в рамках узкой субкультуры, а в том, что дарует человеку Бог – в живой и непосредственной повседневной жизни.

Причину расцерковления определить в общем виде непросто и зачастую она зависит от конкретных обстоятельств каждого человека, однако есть и общая закономерность.

Те, кто объективно вырастает из субкультурной церковности, расцениваются ею как гордецы, либералы, модернисты, «апостаты», разрушители церковных уставов и т.п.

Жизнь во Христе — это живой процесс: она углубляется вовнутрь, а затем и распространяется на всю широту человеческого существования. Ради сохранения и приумножения жизни в Боге христианину приходится выходить за пределы постоянно воспроизводящегося воцерковления и искать свои формы дальнейшего, более зрелого церковного существования. Но следствием этого является неизбежное «взламывание» субкультуры: богослужение, посты, святые отцы, духовничество, внутри- и внешнецерковные идеологемы и прочее становятся служебными, не довлеющими, второстепенными для личностной христианской жизни. С точки зрения субкультуры это и есть вопиющее и непростительное расцерковление. Те, кто объективно вырастает из субкультурной церковности, расцениваются ею как гордецы, либералы, модернисты, «апостаты», разрушители церковных уставов и т.п.

Но на самом деле, как я уже сказал, здесь — здравый и живой процесс возрастания верующего человека в самостоятельную и ответственную христианскую личность, который сам становится Церковью — членом Тела Христова, и для которого всё, что содержит Церковь, является подручными инструментами, средствами для жизни во Христе, которыми он полноценно распоряжается сам. Таким людям приходится ради сохранения живости и нерутинности веры идти против церковно-субкультурного течения, и, в отношении него, именно «расцерковляться»: устанавливать «под себя» свою меру постов, служб, подготовки ко Причащению, выходить за детсадовские рамки духовнических отношений, критически оценивать те или иные высказывания Отцов, отделять суть Церкви от современных церковных политически-экономически-идеологических данностей, и даже в известной степени отстраняться от груза церковной истории, воспринимая Церковь скорее личностно, чем исторически.

«расцерковление» нужно понимать… как «выздоровление» от неправильной, внешней, идеологической и псевдодуховной церковности

Явление это весьма актуально для всех искренне верующих христиан (которые всегда — малое стадо (Лк. 12, 32). Неверное воцерковление у человека, дорожащего своей верой во Христа и своей совестью, неизбежно влечёт через какой-то период пребывания в субкультуре желание подняться над нею, для того, чтобы обрести большее евангельское наполнение своей церковной жизни. Таких примеров много, и этот путь стандартен для подлинно верующей души: именно на этом пути проверяются варианты Притчи о сеятеле.

Ещё раз подчеркну, что «расцерковление» нужно понимать здесь не в собственном смысле слова, а как «выздоровление» от неправильной, внешней, идеологической и псевдодуховной церковности. По моим наблюдениям, для многих людей, которые считают, что в наших условиях, когда Церковь тесно связана с социумом и когда отрицательные качества этого социума — «стихии мира сего» — проникают и в церковную жизнь, мешая проявлять Церкви свой внутренний потенциал, — расцерковление становится некоей «внутренней эмиграцией», подобно советской. В советское время «внутренняя эмиграция» была ненасильственной реакцией на ложь коммунизма. Такая же реакция возникает у многих совестливых и верующих людей сейчас: уход в частную жизнь от зазора между теми или иными сторонами современной церковности и подлинностью Христовой Церкви.

Это не осуждение и не эскапизм, а трезвость: христиане стараются честно делать, что могут — в себе, в своей семье, в своём кругу, без лозунгов и призывов, без хождения по кругу в субкультуре постов, правил, батюшек и лексики, без опасного следствия всей этой субкультуры — нивелирования нравственности и человечности. То есть тут и происходит созидание христианской повседневности. Позитивное здесь то, что такое «расцерковление» нередко, на мой взгляд, способствует некоей «возгонке» личностного начала и становится вовсе не поводом к грехам и вседозволенности, но путём к тому христианскому становлению личности, которое и должно быть целью настоящего воцерковления и церковной педагогики.

Темы: , , , ,

  • Алексей

    Всё верно написано! А всякие фанатики «читающие» (именно читающие, а не проникающиеся) и тем более неверующие во Христа и Церковь (см. комментарии выше (практически ни одного верующего) ) всю жизнь будут лишены своего мнения, своей свободы и любви и поклоняться не Христу, а священнослужителям, жить прошлым, будут уходить от духовной борьбы и духовного роста, прикрываясь знанием молитв и тем, что в пост не едят ни кусочка мяса (как будто именно МЯСО важно для Бога и человека) и боясь сделать что-то большее, боясь страдать ради Христа. Большинство комментариев выше: от людей, которые, думая, что поклоняются Христу, трусливо поклоняются дьяволу…

  • Дмитрий

    «Похоть плоти, похоть очес и гордость духовная»… Для счастливых обладателей последней «добродетели» слова о. Петра — особый бальзам на душу…

  • Илья

    Cпасибо Вам, дорогой отче за эту статью.
    Я понимаю, что ряд обычаев, запретов, предписаний и проч. появившихся в архаичном обществе и бывших в свое время правильными и облагораживающими стали неуместны потому что ЧЕЛОВЕК сам изменился антропологически. То есть, проблемы перед современным человеком стоят огромные, но втискиванием себя в правила из которых вырос никак не помогут, только развитие личностных качеств, ответственности, совести христианской.

  • Eol

    Так что, важнее Церковь или Бог к которому она помогает идти? Именно в помощи Ее призвание. Она не может заменить Бога. Есть Бог и человек. И кто вправе между ними встать и руководить процессом их общения? Если человеку от сотворения не было бы дано внутреннее стремление к Богу и его ощущение внутри себя то и Церковь беспомощна тогда будет. Неужели мне для общения с любимым человеком необходимо все время обращаться к кому то другому и спрашивать его как мне вести себя и что говорить. Неужели все время необходимо следовать путем написанным кем-то другим и тебующим слепого исполенния. И их вполне устраивает чтобы человек даже не стремился обдумывать и задавать вопросы. Ведь тогда он может не получить то что, его душе нужно и отколется. Так что, важнее для тех кто руководит Церковью — Церковь с ее уже каким-то самостоятельным земным историческим статусом или Бог которому она обязана своим существованием. Когда-то Он попустил и Храм в Израиле разрушить и рассеять евреев за то что, они превратились в фарисеев и книжников. Так может сейчас среди церковников о.П.Мещеринов как видящий все это является гласом вопиющего в пустыне церковной. Когда-то Иисус Христос упрекал своих учеников что если их праведность будет не больше праведности церковных книжников и фарисеев то они будут бесплодны — ибо не ставят свечу под сосуд но чтобы светила всем и если соль потеряет свою силу то как солить. Вы соль земли говорил он ученикам. Живое учение в сердце а не в форме. Проходит время и любые формы служения Богу могут закостенеть в самих себе. Это помоему любой здравомыслящий человек понимает. Традиция очень часто является тормозом если она зацикливается на самой себе и забывает о своем предназначении а, значит отвечать вызову времени и потребностям душ человеческих в условиях современного мира когда человека окружает иной мир и скорость жизни возросла неимоверно по сравнению с прошлым.

  • Абсолютно согласна с игуменом Петром (Мещериновым).

  • Natalis

    Иерей Александр 3 пишет — «О.Петр с водой выплёскивает ребёнка. Он целую терминологию создаёт, чтобы сказать нечто несусветное: возрастающая личность, которая сама становится Церковью(?!). Это ещё один вариант сверхчеловека? И тут же добавляет противоречие: всё же частью Тела Христова.
    Так значит всё же быть В Церкви, а не заменить собой,не заслонить Церковь»

    Вы в пылу полемики как-то подменили смыслы. Где же Вы нашли «выплёскивание ребенка»? Отец Петр написал — «…здравый и живой процесс возрастания верующего человека в самостоятельную и ответственную христианскую личность, который сам становится Церковью — членом Тела Христова…». Вы видимо склонны к формальному, технологическому, даже к какому-то техническому видению Церкви. А отец Петр пишет как раз так, как писали и понимали её апостолы. Для него становиться Церковью означает не на словах только, а и на деле становиться членом Тела Христова. Это не только красивые слова, это осмысленная и ответственная жизнь во Святом Духе в Теле Христовом. А Вы, с таким Вашим подходом, видимо и против апостола Павла тоже готовы выступить, ведь он прямо говорит христианам Коринфской церкви «разве вы не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас?» (1Кор 3:16). Святой Дух живет одновременно и во всей Церкви, и в каждом из верующих (Еф 2:19-22; Рим 8:1, 11; 2Кор 1:22). Обитание Духа в верующих (не только в иереях…)есть центральная идея пневматологии апостола Павла. Подробнее можете почитать об этом на сайте Православие.ру — Учение о Духе Святом в Новом Завете.Часть 4: апостол Павел. привожу для Вас отрывок оттуда: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1Кор 3:16) Эта мысль подчеркивается апостолом чаще, чем можно видеть по Синодальному переводу — самим глаголом oikeo (обитать в доме), употребляемым для обозначения Духа, живущего в верующих. Обитая в каждом из верующих, Дух слагает их в единое жилище Бога, то есть Церковь: на Котором (Христе) и вы устрояетесь в жилище Божие Духом (Еф 2:22), sunoikodomeo — вместе строить, застраивать. Выражения “дом Бога” и “дом Духа” у апостола Павла синонимичны и взаимозаменяемы: не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? (1Кор 6:19)…»
    Далее Вы пишете — «Так значит всё же быть В Церкви, а не заменить собой,не заслонить Церковь.
    Автор предлагает какой-то жуткий индивидуализм, отрицающий и сомневающийся во всех традициях. Церковь больна, значит Церковь я сам. В этом состоит новая “церковная” педагогика?»
    Уважаемый иерей Александр, отец Петр этого не предлагает. Это Вы приписываете ему такие мысли. У него их нет. Это старый и, извините, нечестный прием, когда человеку приписывают мысли и слова, которых он не высказывал. А потом с этим начинают спорить, чтобы «разбить его в пух и прах». На самом деле не его и не его аргументы, а что-то вымороченное. Зачем же Вам, человеку верующему, пользоваться такими негодными средствами?
    Дальше продолжать не буду. Не вижу смысла. Думаю уже этого вполне достаточно, чтобы понять, так полемику не ведут. Отец Петр о важных вещах говорит. Говорит с болью в душе. Предлагает поразмышлять, что можно сделать, как изменить ситуацию. А Вам видимо это совершенно не нужно, нет у Вас к этому интереса, как впрочем и людям, которым холодно и одиноко, неприкаянно в Церкви. А этого быть не должно. Не может быть верующему в Господа человеку холодно в Его Церкви. Но Вам до этого похоже дела нет. Извините.

  • Natalis

    Извините, в этом предложении — «А Вам видимо это совершенно не нужно, нет у Вас к этому интереса, как впрочем и людям, которым холодно и одиноко, неприкаянно в Церкви» пропущен предлог К. Надо читать — «А Вам видимо это совершенно не нужно, нет у Вас к этому интереса, как впрочем и К людям, которым холодно и одиноко, неприкаянно в Церкви. «

  • Natalis

    “Похоть плоти, похоть очес и гордость духовная”…Для счастливых обладателей последней “добродетели” слова о. Петра – особый бальзам на душу…»
    А себя не забыли? Или Вы от Господа имеете указание навешивать ярлыки на людей, судить и осуждать их? Вот уж воистину — “Похоть плоти, похоть очес и гордость духовная”, хотя все же лучше не искажать Писание. Точная цитата — «Похоть плоти, похоть очес и гордость житейская» (1 Иоанна, 2, 16).

  • Natalis

    Для Ordinary man Вы излишне агрессивны, не находите? К тому же странная форма обращения к священнослужителю, просто по фамилии. Странная для православного человека, а Вы вроде бы о Православии и православной церкви пишете, о многих вопросах из её жизни рассуждаете. Потому похоже позиционируете себя православным. На всякий случай информация об о. Петре:
    Игумен Петр (Мещеринов) более десяти лет является насельником Московского Данилова монастыря. В монастыре проходил самые разные послушания, от регента и уставщика, до помощника благочинного. В 1995 году назначен настоятелем подворья Данилова монастыря в Подмосковье и по сей день исполняет это послушание. Имеет музыкальное и духовное образование. С 1992 года активно занимается преподавательской и просветительской деятельностью. Читает курс лекций, выступает на различных семинарах, конференциях, образовательных чтениях. Имеет большой опыт преподавания основ православной веры и духовной жизни, и что особенно важно, имеет ценнейший опыт работы с молодёжной аудиторией, среди которой пользуется огромным авторитетом и уважением. На сегодняшний день игумен Пётр является заместителем руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодёжи, а также руководителем школы молодёжного служения и отделения духовно-нравственного просвещения, входит в состав научно-экспертного совета центра. Автор статей и книг, посвящённых православному мировоззрению, духовному образованию, актуальным проблемам церковной и духовной жизни.
    Из этого следует, что о.Петр хорошо знает предмет вопроса, о котором размышляет. А вот насколько знакомы с этими вопросами Вы — большой вопрос. Извините.

  • Сергей

    замечательная статья! хочется задать вопрос противникам того, что в ней изложено. Уважаемые, а вы читаете Утренние и Вечерние молитвы? если да, то могли бы вы каждый раз молиться своими словами, а не по написанному? а как дело обстоит с правилом к Причастию? попробуйте сказать то, что вам хочется сказать Христу перед Таинством, а не чужие слова. Если вы не бросите это дело в начале, то совесть вас не допустит к Причастию,как будто вы совершили что-то очень плохое. А что именно? — Не отдали дань традиции? а сказать-то есть что, только страшно — отцы же учили, что нужно все читать. это малый пример тех пут, которыми связан человек в церкви.
    Видимо,перед читающими Феофана Затворника не не вставали проблемы, о которых пишет о.Петр, ну может и к лучшему. как бы я хотел вернуть 5 лет проведенные в семинарии, читать отцов, не выбирая кого именно, и быть противником этой статьи

  • я именно какъ по преимуществу частный житель не вижу АБСОЛЮТНО НИКАКОЙ необходимости противополагать частную жизнь и церковность

    просто церковность, т.ск. in situ, не должна быть дѣломъ плохо вымытыхъ запальчивыхъ старѣющихъ дамъ (разныхъ половъ и возрастовъ — это ЖАНРЪ)

    за ЭТИМЪ должны надзирать оо.настоятели и гг. церковные старосты

    и потомъ не надо забывать, что правильный Христiанскiй порядокъ — это феодализмъ и крѣпостничество и стало быть для правильной церковности слишкомъ буржуазные , слишкомъ пролетарскiе и слишкомъ республиканскiе (я говорю и про букву и про духъ) настроенiя ОПАСНЫ

    кажется напримѣрь про просталинскихъ кликушъ мы всѣ знаемъ… и прораспутинскихъ тоже…

    а люди знакомые съ духовной жизнью нашихъ братьевъ грѣковъ могли-бы повидимому разсказать про то какъ она пострадала отъ либерализма, республиканизма и соцiализма также доходящихъ до кликушества (и сопутствующихъ разцерковленiю кучи нормальныхъ людей) — это , долженъ увѣрить достопочтенную публику, мрачно но ОЧЕНЬ поучительно

  • Пан Сам Собi Голова

    конечно «ортодоксиа и танатос» тоже перебор, но то, как оппортунизируется священноначалие уже задрало.
    священники погрязли в непотребной роскоши, для которой тупо грабят кассу прихода, архиереи сблудились с нашей человеконенавистнической и безбожной властью. и не надо мне про батюшку из Кукуево в латаном подряснике и на убитом копендосе — мало сейчас таких…
    при этом с амвона вещается вроде бы правильно, но все с каким-то душком.
    а сама жизнь в обрядововости приводит к тому, что начинаешь понимать, что вот уж тут действительно «православие или смерть». невозможно жить нормальной жизнь, выглядеть не как бомж, вести себя по-человечски и отставаться «православным». Как при нынешней дороговизне НОРМАЛЬНО постно питаться, не разрушая здоровье дешманскими ГМО продуктами, не жирея на лапше за 15р. и при этом выполнять хоть какую-то работу? Из-за жесточайшей эксплуатации ново-буржкями работать приходится по 16 часов в сутки, спать по 4, как ходить на службы?
    (конец пролога) ту би континуед

  • Ton Despotin

    Я тоже согласен в этом с Мещериновым. Браво, о. Пётр!

  • Ton Despotin

    Оооооо, наконец-то! Кто ты, святой человек? Я хочу разыскать тебя и облобызать! Я всю жизнь кричу, что Православная церковь продолжает обращаться к христианину Четвертого века, и невдомек ей, что на пороге Третье тысячелетие! Изменился и психотип, и антропотип человека. Бесполезно продолжать пытаться втиснуть индивида 21-го века в прокрустово ложе человека Золотого века христианства. Это безрезультатно, приводит лишь к отвращению от Православной церкви. Она должна твердо осознать необходимость перемен, не боясь слова «обновление» ( не путая его с обновленчеством). Она должна идти к человеку сегодняшнему и полюбить его таким, как он есть — «чёрненьким, потому что беленьким и дурак полюбит». Это не значит, что церковь должна узаконить гомосексуальность и перестать считеть ее грехом. Но это значит, что она, матушка-Церковь, должна полюбить душу даже самой заблудшей овцы. Церковь должна начиться улыбаться человеку, идти к нему с распростертыми объятиями, а не дожидаться, когда человек сам себя втиснет в средневековый свод правил и традиций. Меньше равнения на Вселенские соборы, на традиции, больше внимания к современности.

  • иерей Александр З.

    В странное время мы живем, когда вновь и вновь приходится доказывать аксиомы, изобретать колесо, открывать Америку.
    Кто хоть немного вникал в проблематику свободы и необходимости, тот несомненно
    увидит в последних идеях и.Петра все признаки анархического восстания.
    Это уже было, это мы проходили, но… выводов не сделали.
    Перед нами всего-то: новый вариант старого анархического бунта — теперь в области экклезиологической.
    Предлагаю почитать мою статью. Достаточно набрать в поиске её название:
    «Критика новой анархической экклезиологии. Шмеман против Мещеринова.»
    Кто серьёзно хочет разобраться в теме, почитайте литературу, данную в ссылках.
    Особенно Бердяева, который очень тонко подметил, что нельзя, отвергая закон,
    навязывать всем своё понимание свободы и благодати.И тот, кто ставит себя выше закона
    — окажется ниже закона.
    Церковный устав, обряд, традиции и т.д. нисколько не мешает мне достигать
    внутренней свободы. А мера благодатных озарений у каждого своя. Попробуй какой-нибудь
    искренне верующей бабуле втолковать «возрастание в красоту и свободу Христовой Церкви».
    Вот в чём эгоизм Мещеринова. Он думает, что в Церкви все такие же умные, как он.
    Что можно жить просто во Христе. Да, можно и нужно, но зачем взламывать богослужение, посты, святых отцов, духовничество и т.д.?
    Закон должно исполнить, а не взломать.
    А для Natalis скажу, что наиболее горько слышать обвинение в безразличии и холодности,
    об этом спросите у моих прихожан, а не выносите эту холодность из себя.
    Ап. Павел замечательно говорит о свободе и благодати в Христовой Церкви, но при этом
    устанавливает дисциплину и устав. Церковь на земле не может созидаться на одной
    благодати, ибо тогда она оторвется от земли. Устав же по необходимости имеет статус
    неприкосновенности, иначе это не устав.
    Анархическое отношение к уставу и дисциплине в Церкви Воинствующей приведет к совершенному беспорядку и хаосу.

  • Наталия

    Ну не знаю! Такие дебаты развернуты!
    Мне очень понятно о чем написал о.Петр. Для меня его мысли говорят о нормальном росте новоначального православного христианина от положения раба, через положение наемника, к положению СЫНА, любящего своего Отца! А любящему все споспешествуется ко спасению. Просто термины, которые применил о.Петр дали повод каждому «понять» то, что он либо хотел понять, либо смог вместить…

  • Александръ Люлька

    +

  • Я особого конфликта не вижу. Возможно он получился из-за того, что о. Петр употребил «пугающие»  термины—«расцерковление» например.Всё делать в свою меру-нормальная церковная практика,на это и духовники благословляют(ну может это мне повезло с духовником-я хожу в Свято-Данилов монастырь 17 лет.)Думаю, что это не повредит,если духовник подобное допускает(не все каноны успела вычитать,не смогла быть на Всенощной перед Причастием,говела один день вместо трёх,и тому подобное) и есть понимание,что это всё-таки по немощи,что прошу у Бога помиловать меня авансом, да и всегда ведь так. Надеюсь,что когда о.Петр говорил о самостоятельности личности в церковной жизни, он не имел в виду,что хорошо с полным сознанием своей правоты Великим Постом есть мясо не посоветовавшись со священником,и тому подобное. Думаю, он предполагал в читателях определенный уровень церковности, будучи сам церковным.

  • спасибо большое за статью! как радостно!

  • 01-chernov-04-mini

    репортаж / фото

    Умань: Новый год по-хасидски

    Фоторепортаж из небольшого украинского города, ежегодно собирающего хасидов со всего мира

    15 997

  • В защиту расцерковления

    колумнисты

    В защиту расцерковления

    Игумен Петр (Мещеринов) о церковной рутине, взламывании субкультуры и внутренней эмиграции

    13 844

  • Акварели Васнецова приказано сжечь

    колумнисты

    Акварели Васнецова приказано сжечь

    Авторская колонка Надежды Кеворковой

    10 453

  • Стив Джобс

    цитаты

    Стив Джобс о смерти

    «Даже люди, которые хотят попасть на небеса, не хотят умирать ради этого»

    8 072

  • F.A.Q.

    Chinese NY

    Лосар, Шагаа, Сагаалган

    10 фактов о новом годе по лунному календарю

  • new 54

    Психолог Контакты г. Киев, пер. 3-Д, офис 304 Лучше всего добираться от остановки Гарматная напротив НАУ (бистро). Идти по Гарматной вверх до пересечения с бульваром Лепсе, потом направо метров 50 до первого поворота налево во двор и там перед Вами 3-этажное серое здание, 3 этаж.

  • new 12

    Секреты «мужской психологии» Слабая половина общества считает мужские особи созданиями с неразвитым разумом. Сильной половине некогда отвлекаться на такие мелочи. Женщины могли бы продуктивнее налаживать связи с противоположным полом, изучив основы психологии. Мужчинам тоже не помешали бы знания о себе подобных, для глубокого анализа и для лучшего понимания действий других мужчин. Психология полов проливает свет […]

  • Scholarships with February 2015 deadlines

    Modify Report Howto Excel in Faculty Faculty life can become a terrific challenge because students have to a social living balance faculty, and occasionally a job as well. The following methods could help the grades of university students. Advertisement Measures Go to type. Why otherwise would you buy tuition or spend fees for school funding? […]

  • new 48

    Семейное консультирование Наверно уже из самого названия «семейное консультирование», выплывает его отличительная черта – одновременное консультирование всех или нескольких членов семьи для решения их совместных проблем и конфликтов. Семейный психолог – это человек, который оказывает комплексную психотерапевтическую поддержку и помощь для членов семьи, когда с помощью профессионального «вмешательства» каждый из членов семьи получает возможность быть […]

  • world and peace of islam

    «Война и мир» ислама

    Интервью с политологом, специалистом по проблемам ислама Алексеем Малашенко о современной ситуации на Ближнем востоке и политике исламистов

  • © Religo.ru :: Эксперты о религии, 2009-2016.
    Новости, аналитика, рецензии, интервью и комментарии экспертов о религии в современном мире