Chinese NY

Лосар, Шагаа, Сагаалган

1

В современной России вот уже второе десятилетие стало модным праздновать т.н. «восточный новый год». К сожалению, мало кто понимает, зачем и почему он отмечается. Обычно знания ограничиваются «восточными гороскопами» и ритуальными новогодними подарками – как правило, «звериными» символами года. Причем дарят их, по инерции, в новый год «обычный», по григорианскому календарю – к первому января, хотя до наступления «восточного» еще месяц, а то и два.
Самый древний Новый год в «восточной» традиции — ему больше двух тысяч лет – китайский. Он и является предтечей, прообразом более молодых календарей, наследующих китайскому — корейского, японского, вьетнамского, тибетского, монгольского (а также тувинского и бурятского).

2

Вместе с тибетским буддизмом в некоторые, ныне российские, республики – Бурятию, Тыву и Калмыкию пришла и традиция празднования Нового Года. И именно с бурятским Новым годом – Сагаалганом президент ежегодно поздравляет «российских буддистов». Очевидно, причиной этого несуразного обобщения служит привилегированное положение БТСР – Буддийской Традиционной Сангхи России, преемника Центрального духовного управления буддистов СССР. БТСР – самая крупная религиозная организация Бурятии, не контролирующая, впрочем, ни остальные традиционно буддийские республики России, ни, тем более, другие буддийские организации и движения.
Дело в том, что вопреки распространенному мнению, этот праздник не является ни буддийским в принципе, ни, тем более, общебуддийским. Как таковой «Новый год» в буддийской традиции отсутствует, однако есть множество значимых дат священной истории. Это Весак — день рождения, просветления и ухода в нирвану Будды Шакьямуни; Зул, или Праздник лампад – день ухода в нирвану Цонкапы, основателя школы гелуг (калмыцкий «Новый Год» празднуется в этот день); праздник в честь Зуба Будды, проводящийся исключительно на Шри-Ланке. В различных странах с разными буддийскими традициями эти праздники по значимости и масштабу сопоставимы, и в некотором смысле играют роль Нового года. А тибетский новый год – это Лосар.

3

Будучи изначально главным праздником сельскохозяйственного цикла, в древности Сонам Лосар приходился на зимнее солнцестояние, как и аналогичные сакральные даты других языческих традиций. Впоследствии, под влиянием, с одной стороны, буддизма, с другой – китайской цивилизации, Гьялпо Лосар, или Новый год-Царь, начали праздновать во второе новолуние после зимнего солнцестояния. Поскольку, помимо китайской, на тибетскую культуру и, в частности, астрологию оказала значительное влияние индийская, дата Нового года является переходящей. Она плавает на протяжении января-марта, будучи рассчитанной исходя из китайской системы 60 летних циклов и индийской лунной астрологии.

4

Как правило, подготовка к новому году в Тибете начиналась за две недели и состояла преимущественно из всестороннего очищения – физического, духовного, кармического. Помимо обычной уборки в домах, монастырях и храмах, обновлялись предметы культа, готовились специальные фигурки – линга, призванные собирать все оставшееся до Нового года время злых духов, проклятия и т.п., чтобы вместе с ними быть уничтоженными перед наступлением нового дня. В этом ритуале явственно наследие древних обычаев добуддийского Тибета – религии Бон. Символически уничтожались старые, пришедшие в негодность вещи, одежда, были популярны разнообразные гадания.

5

В ночь перед наступлением Нового года многие, особенно монахи или не ложились спать, или рано вставали, посвящая время сна молитвам и священнодействиям. Миряне, в качестве ряженых, ходили по гостям и принимали гостей, угощая друг друга новогодними яствами – капсе, тибетским «хворостом», чангом – рисовым пивом и обменивались хадаками – ритуальными разноцветными шарфами, символами расположения, уважения и благопожеланий. Застолья и походы в гости продолжались весь 1-й день нового года, да и все последующие две недели, до завершающего обряда праздника — Чотрул Дючена, проводимого в 15-ый день Нового года.

6

Помимо чисто мирских праздничных традиций, буддизм привнес в древний праздник Лосар значительную религиозную окраску. Одним из основных новогодних ритуалов стала мистерия Чам (Цам), разыгрывающаяся в последние два-три дня старого года. Чам включает в себя танцы монахов в масках, мирян с мечами и ритуальное сожжение торма (жертвенных пирамидок) и линга. В первый день Нового года Далай-лама устраивал торжественный прием в Патале. На протяжении двух праздничных недель проводился Монлам Ченмо – Великий Молебен, введенный ламой Цонкапой, основателем школы гелуг.

7

Китайский Новый год называется Чунь Цзе — Праздник Весны. Монголы и буряты празднуют Сагаалган — «Белый месяц». Калмыцкая версия названия Цагаан Сар, тувинская Шагаа. «Белый», первый и главный месяц Нового года — значит «чистый», «светлый», напоминал о белоснежном покрове, характерным для этого времени года.
Мирское, бытовое значение «белого месяца» проявляется в новогоднем меню, где особое место занимает «белая пища» — творог, молоко, масло, сыр, сметана.

8

Кроме общих для всех этих народов праздничных обычаев, у них есть и свои, национальные традиции. В последний день старого года буряты и монголы совершают очистительный обряд дугжууба – аналог тибетского ритуала торгьяк. В особом ритуальном костре соор верующие складывают для последующего сожжения человекообразные фигурки из теста – табалан, аккумулирующие, как и тибетские линга, все плохое из прошлого.
С этой же целью тувинцы вываливают в снегу свои меховые шубы, вытрясая из них все неприятности. В праздновании Шагаа проявляется религиозный синкретизм, свойственный тувинцам – праздничные ритуалы совершают и ламы и шаманы. Кроме того, в Туве в Новый Год и весь последующий месяц существует традиция полного отказа или максимального сокращения употребления алкоголя — тувинцы из давних времен считали водку и все спиртное напитком чертей — «аза суксуну».

9

В России, помимо соответствующих торжеств в буддийских республиках, Новый Год празднуют и этнические диаспоры за их пределами. К примеру, московское бурятское землячество «Уряал» уже много лет проводит публичные мероприятия, посвященные Сагаалгану, в основном официально-формального характера. Не отстают и тувинцы — у них движущей силой многих подобных инициатив является молодежь. Среди последних их креативных находок стоит отметить проект «Видеопоздравление с Шагаа» и ночной праздничный молебен, впервые проводящийся в этом году в Москве фондом «Энерел» в специально арендованном кафе. Празднуют «Буддийский Новый год» и «неэтнические» буддисты – в этом году многие буддийские организации Москвы объединили усилия и выработали общую, скореллированную программу праздника. В нее входят, как правило, разнообразные ритуалы и медитативные практики – считается, что их результаты в столь благоприятные дни многократно усиливаются.

10

В 2013 году Лосар, Шагаа, Сагаалган, Цагаан Сар наступят 11 февраля, хотя основные — подготовительные и праздничные религиозные действа начнутся, в соответствии с астрологической традицией, днем раньше. А среди тибетцев в изгнании и их друзей во всем мире уже не первый год популярны «анти»новогодние лозунги типа «Нет Лосара в Лхасе, пока Лхаса в огне». Уже не первый год Его Святейшество Далай-лама и первые лица тибетского правительства в изгнании призывают тибетцев воздерживаться от новогодних празднеств. Вот и в этом году глава Центральной тибетской администрации Лобсанг Сенге предложил не праздновать Лосар с привычными торжествами, попросив вместо этого исполнять только обязательные религиозные обряды, посещая монастыри и совершая подношения.