Минареты над Америкой

Минареты над Америкой

Канада – государство с огромной территорией, разнообразными часовыми поясами – одних только океанов здесь три, на любой вкус (а с оставшимся Индийским Канаду роднит совместное прошлое в составе Британской короны). Религиозная палитра Канады также весьма разнообразна, и мусульмане, согласно данным Госдепартамента США, составляют около двух процентов тридцатитрехмиллионного населения страны.

Минарет за Полярным кругом

Между тем, осенью 2010 года произошло довольно знаменательное событие в жизни уммы – впервые был возведен минарет севернее Арктического полярного круга. Суннитская община города Инувик, неуклонно возраставшая в течение последних лет, ныне составляет почти сто человек, и для совместных молитв решила приобрести помещение. Фото небольшого желтого здания, путешествующего на барже по рекам Маккензи и Хэй, облетели сентябрьский интернет, и вот 22 сентября здание мечети наконец обрело постоянное место, а возле него теперь высится 10-метровый минарет, первый за полярным кругом. Спонсором проекта выступил манитобский фонд Зубайда Таллаб (Zubaidah Tallab Foundation), согласно сообщению которого, мечеть в Инувике поставила сразу два рекорда – это самая северная в Америке мечеть (68°21′42″), здание которой стало домом, проделавшим наиболее долгий путь от постройки к конечному пункту своего пребывания (4.500 км).

Кроме того, мечеть в Инувике дает местным мусульманам (в большинстве своем – эмигрантам из Судана, Ливана и Египта) возможность реализовывать свои религиозные потребности с большим комфортом, чем это позволял делать фургон, заменявший мечеть ранее. В интервью агентству AFP представитель администрации мечети Амьер Салиман (Amier Suliman) заявил по поводу ноябрьского открытия мечети: «Замечательно, что мусульмане, которые молились по пятницам в местном католическом храме или в фургоне, теперь имеют собственное место для поклонения, с собственным минаретом». Интересен тот факт, что католическая община предоставляла мусульманам помещение для салята – на память приходят прецеденты во Франции, где мусульмане предпочитают после принятия Закона № 2004-228 от 15 марта 2004 г. «О применении принципа светскости относительно ношения в школах, колледжах и общественных лицеях знаков или предметов одежды, проявляющих религиозную принадлежность», отдавать детей в католические школы, более толерантные к чувствам верующих, нежели школы гражданские.

Ислам начал относительно бурно развиваться в Канаде не так давно: опрос восьмидесятилетней давности говорит о количестве мусульман в стране, не превышающем семи сотен. Между тем, в 1938 году в Эдмонтоне (Альберта), где проживало около двадцати мусульманских семей, была открыта первая канадская мечеть – Аль-Рашид. После Второй мировой количество иммигрантов вообще, и иммигрантов-мусульман в частности, резко увеличилось, и уже к 1980-м годам, по словам арабиста Андреа В. Лоренц (Andrea W. Lorenz), в одном только Эдмонтоне проживало 16 тысяч мусульман; увеличилась и общая доля по стране. Напомним, что сейчас количество приверженцев ислама в Канаде составляет уже более полумиллиона. Альберта, с шестьюдесятью тысячами мусульман, является одним из главных очагов распространения ислама в Канаде, между тем и в других регионах умма представлена, хотя и не так плотно. Теперь и жители Северо-Западных Территорий, где проживает около двухсот мусульман, получили возможность полноценно участвовать в религиозной жизни, чему поспособствует открытие мечети в Инувике.

Сотни жителей Теннесси вышли к зданию суда округа Rutherford County в защиту религиозной свободы. Фото: Aaron Thompson, The Daily News Journal

Является ли ислам религией?

Пока в Канаде открывают мечеть для восьмидесяти мусульман, живущих двумястами километрами севернее Полярного круга, мусульмане США испытывают значительные трудности с реализацией некоторых проектов по обеспечению общин зданиями для отправления культовых нужд. Первым из подобных случаев можно назвать инцидент в Мёрфризборо (Теннесси), где группа федеральных адвокатов выступила против сооружения в городе мечети, обосновывая свою позицию тем, что ислам не является общепризнанной религией, нуждающейся в поддержке. Согласно сообщения AP, оппоненты появления мечети и исламского центра в городе подали иск, где заявляют о необходимости прекращения строительных работ в связи с тем, что не известно, является ли Исламский центр Мёрфризборо (Islamic Center of Murfreesboro) религиозной организацией, и попадает ли он под действие Первой поправки. В свою очередь, другие юристы, при поддержке экспертов по свободе совести, выдвигают встречное обвинение, ссылаясь на неоднократное признание Правительством США ислама религией. Адвокат Джерри Е. Мартин (Jerry E. Martin) из Нэшвиля (Теннесси) назвал попытку срыва строительства мечети несостоятельной: «Утверждение истцов, что ислам не является общепризнанной в Соединенных Штатах религией, ошибочно и не подтверждается чьим-либо авторитетным мнением». Также он добавил, что свобода собраний и свобода совести являются фундаментом, на котором строится американское общество, и нельзя так грубо нарушать право мусульман на создание мечети. Его поддерживает профессор Южнотехасского правового колледжа Кэтлин Бергин (Kathleen Bergin) и другие юристы.

Между тем, инцидент с непризнанием ислама религией не стоит принимать как простой абсурдный юридический казус – это результат длительного противостояния мусульманской общины Теннесси и местных христианских групп. Еще летом, когда стало известно о планах Исламского центра построить в Мёрфризборо комплекс, включающий мечеть, спортивные площадки, кухню и другие помещения (общей площадью – 10 тысяч квадратных футов), появились многочисленные противники данной идеи. В конце июня 2010 года 5 Канал цитировал возмущенных горожан: «Наша страна была построена отцами-основателями с верою в истинного Бога–Отца и Иисуса Христа». Более шестисот местных жителей собрались на митинг против строительства мечети, заявляя, что не желают подобного соседства. С другой стороны, имам Усама Бахлул (Ossama Bahloul) заявил, что двумстам пятидесяти мусульманским семьям уже тесно в старом здании мечети, которое функционирует с 1997 года. Летом из лагеря Республиканской партии прозвучало впервые и сомнение в том, что ислам – это собственно религия. Озвучил это мнение Рон Рэмзи (Ron Ramsey) – кандидат в губернаторы от республиканцев: «Нельзя даже понять, означает ли быть мусульманином собственно религиозную или национальную принадлежность, образ жизни или культ, или как его еще можно называть». Постепенно конфликт вызревал, и ныне перешел в стадию судебного разбирательства. Будем ожидать развития событий, хотя уже сейчас можно предположить, что шансов у противников строительства мечети мало, по крайней мере, при демократической администрации.

Принц Аль-Валид бин Таляль. Фото: arabianbusiness.com

Еще одним местом, вокруг которого продолжается скандал, стал Манхэттен, где мусульманская община предложила построить мечеть в непосредственной близости от разрушенных 11 сентября 2001 года зданий Всемирного торгового центра. В последнем номере «Арабского Бизнеса» эту идею раскритиковал саудовский принц Аль-Валид бин Таляль, сказавший, что он против возведения общинного центра возле мемориала жертвам теракта, и не будет финансировать этот проект. Именно от этого человека – одного из влиятельнейших и богатейших шейхов Саудовской Аравии – многие ждали спонсорской поддержки проекта. Теперь же шейх внес ясность, заявив, что ему не нравится ни идея, которая призвана сделать сенсацию на человеческой боли, ни избранное место, которое имеет мало отношения к духовности в силу соседства с сомнительными развлекательными заведениями. Аль-Валид бин Таляль подытожил: «Я верю, что христиане имеют право строить церкви, где они хотят, и что евреи имеют право закладывать синагоги, где хотят, и мусульмане имеют право строить мечеть, где сочтут нужным. Но вы должны уважать достоинство тех жителей Нью-Йорка, которых больно задело это происшествие. Десять прошедших лет – ничтожный срок для истории». Инициаторы проекта раскритиковали заявления принца Аль-Валида, заявив, что американские мусульмане сами будут решать свои проблемы, и найдут дополнительные источники финансирования. По данным АР, идею возведения мечети на Манхэттене поддержал мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг (Michael Rubens Bloomberg).

Обама в мечети

В то время, как в Соединенных Штатах бурлят страсти в связи с возведением нескольких мечетей, президент США Барак Хуссейн Обама (Barack Hussein Obama) планирует посетить мечеть в ходе предстоящего визита в Индонезию. Обама, в детстве несколько лет живший в Индонезии, посетит самую большую мечеть самого большого мусульманского государства – Мечеть Истикляль (Мечеть Независимости) в Джакарте. Визит Обамы в Индонезию несколько раз откладывался, и теперь, когда долгожданное событие наконец близится к исполнению, многие стали связывать посещение президентом США мечети с нью-йоркскими и другими американскими инцидентами вокруг мечетей. По материалам агентства Salamnews, помощник президента США по вопросам национальной безопасности Бен Родс (Ben Rhodes) вынужден был специально отрицать эти слухи, утверждая, что посещение мечети в Джакарте планировалось еще в марте, когда проблем с упомянутыми американскими исламскими центрами не стояло. Сообщается также, что в ходе азиатского тура Барак Обама посетит Золотой Храм в Амритсаре – главный храмовый комплекс сикхов.

Вид на строительство мечети и культурного центра у места терактов 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке

Как бы то ни было, посещение Обамой мечети, пусть и не в США, может стать подтверждением позитивного вектора политики Соединенных штатов в отношении мусульманской уммы. Проблема же пребывает ныне под прицелами не только СМИ, но и общественного мнения, подстегиваемого ведущими новостными и аналитическими агентствами. И характерно, что одновременно подняты самые разнообразные вопросы, касающиеся усиления позиций мусульман в общественной жизни Штатов. Если в Нью-Йорке муссируется вопрос уместности присутствия мусульман рядом с памятниками жертвам терроризма, то в Теннесси поднят вопрос о праве мусульман вообще соседствовать с христианами в христианском государстве, каковым именем хотят именовать США определенные консервативные круги. Попутно в Северной Вирджинии разогревается вопрос об аресте Фарука Ахмеда по подозрению в подготовке теракта в метро. Эти и другие новости держат в тонусе мнение американского общества относительно мусульман, призывая его не ослаблять внимание к представителям этой религии (хотя не всеми признанной в качестве оной). Куда более спокойные и толерантные новости поступают в последнее время из Канады, где умма развивается неторопливо, но последовательно, без скандалов и в тесном сотрудничестве с представителями других религий.

  • garvey

    Интересно, что означает Оттава в скобках рядом с Инувиком?

  • Анастасия Галашина

    Спасибо большое! Отличная статья.

    Аль-Валид бин Таляль — умница.

  • http://aghlaqin.ru/ Руслан Халиков

    Благодарю! Да, согласен, эта акция нью-йоркцев вызвала скандальный резонанс, и не известно, исповедовала ли она благую цель, но сейчас видно, что скандала получилось больше..

  • http://aghlaqin.ru/ Руслан Халиков

    Простите, моя ошибка. В скобках пишу название провинции или штата, но Инувик, конечно, относится к Северо-Западным территориям. Видимо, когда писал, ещё что-то хотел сказать об Оттаве, вот и написал в скобках.