Исламофобия

Десять лет исламофобии

Подводя итоги первого десятилетия XXI века, Religo.ru решил остановиться на одной из наиболее острых проблем, которая во многом и определила повестку дня прошедших десяти лет и остается крайне актуальной до сих пор. Речь, разумеется, идет об исламофобии. О непростых отношениях ислама и стран Запада мы писали не раз (в новостях и статьях), однако все события по целому ряду причин (главным образом, исторических) не могли попасть в нашу ленту. Редактор раздела «Город» Religo.ru Юлия Полевая исправляет это досадное упущение, вспоминая события, сформировавшие наше отношение к исламу как к агрессивной религиозной традиции.

Начало десятилетия прочно связано в общественном сознании с террористическим актом 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, когда два самолета гражданской авиации врезались в башни Всемирного торгового центра. Ответственность за организацию и проведение теракта, взяла на себя «Аль-Каида», одна из самых крупных международных террористических организаций ваххабитского направления ислама. Это событие стало толчком к новым дискуссиям об исламе и нагнетанию напряженности в этой области, что только усилили начавшиеся через несколько лет военные компании в Афганистане и Ираке.

В то же время за полгода до этого на другом конце света, в Афганистане, произошло не менее значимое событие: в марте 2001 года талибами были уничтожены знаменитые Бамианские статуи Будды. Две вырезанные в скале статуи Будды Шакьямуни (53 и 37 метров), находящиеся под охраной ЮНЕСКО, были взорваны из-за их «неисламского» происхождения. Духовный лидер талибов Мулла Мохаммед Омар назвал каменные изображения «символами идолопоклонства». Статуи были созданы в период между II и V веками н.э. и являлись напоминаем о некогда процветавшей культуре буддизма в этом регионе. Их разрушение вызвало возмущение во всем мире и ощущение тревоги. Многочисленные попытки отговорить талибов от этого шага, которые предпринимали как некоторые мусульманские лидеры, так и представители мировой общественности (так, например, Нью-йоркский музей искусств Метрополитен предлагал выкупить статуи), не дали никаких результатов, и мир лишился уникальных произведений религиозного искусства.

В 2004 году был убит голландский режиссер Тео Ван Гог, снявший скандально-известный фильм «Покорность» (Submission), в котором поднял вопросы насилия над женщиной в исламском мире. Убийцей оказался Мохаммед Буйери, голландец марокканского происхождения, подозреваемый в связях с террористической организацией. Свой поступок он объяснил в записке, которую прикрепил к телу жертвы: это была кара за фильм «Покорность» и неуважительное отношение к исламу.

В 2008 году голландский политик иранского происхождения Эхсан Ями (Ehsan Jami) представил свой фильм «Интервью с Мухаммедом», главными темами фильма стали насилие над женщиной и отношение ислама к лицам, отрекшимся от этой религии. В фильме пророк предстает человеком, который признает, что совершал ошибки, а сам режиссер указывал на необходимость привести Коран к «нормам XXI века». Ряд мусульманских организаций призвали к бойкоту голландских товаров в случае, если фильм выйдет на экраны.

2005 и 2006 гг. прошли под знаком «карикатурного скандала». В 2005 году в датской газете «Jyllands-Posten» была опубликована иллюстрация к статье о свободе слова. В ней рассказывалось о ситуации с популярной книгой об исламе для детей, иллюстрации для которой не могли быть написаны ни одним художником без условия анонимности. Причиной стал существующий в исламе запрет на изображения животных и людей, в особенности пророка Мухаммеда. Публикация карикатур привела к серьезным политическим последствиям и массовым агрессивным акциям протеста. Лидеры мусульманских стран объявили бойкот Дании и требовали извинений, от которых премьер-министр Дании настойчиво отказывался, защищая таким образом свободу слова.

Фото: AFP

В 2006 году многие европейские газеты в знак солидарности перепечатали серию карикатур на мусульман. В ответ на это президент Исламской республики Иран Махмуд Ахмадинежад объявил о конкурсе рисунков на тему холокоста под девизом «Где предел свободы слова на Западе?» Победителю был обещан денежный приз в размере 12 тысячи долларов. Об итогах конкурса и его победителях, если такие и были, ничего не известно.

В 2008 году пять датских газет вновь опубликовали одну из карикатур художника Курта Вестергора, на которой был изображен «типичный мусульманин» с бомбой вместо чалмы. Это был жест, напоминающий о решении жестко отстаивать свободу слова. Публикация состоялась после появления информации о готовящемся покушении на художника, который вместе со своей семьей находились под усиленной охраной правоохранительных органов с 2007 года, т.к. за убийство авторов опубликованных ранее карикатур было назначено вознаграждение в 15 миллионов долларов.

В 2010 году в дом Вестергора проник сомалиец с топором, выкрикивавший слова «месть» и «кровь», художник успел спрятаться, а прибывшая на место преступления полиция задержала потенциального убийцу. Личность преступника долгое время не разглашалась, однако официальные власти подтвердили наличие связей с террористическими организациями. В этом же году карикатура Вестергора была выставлена на продажу в одной из галерей, а ее эстимейт составил 150 тысяч долларов.

Нью-йоркский музей Метрополитен тоже оказался затронут «карикатурным скандалом». Руководство музея сняло с экспозиции три древних изображения пророка Мухаммеда, входящих в исламскую коллекцию музея, одну из лучшей в мире. По официальной версии это было сделано «в связи с реставрацией помещений». Однако таблоид New York Post, ссылаясь на источник в музее, отметил, что решение это было связано в первую очередь со страхом перед радикальными мусульманами.

В 2010 году телесеть Comedy Central вырезала упоминание о пророке Мухаммеде из финала одной из серий мультсериала South Park. В предыдущей серии герои обсуждали, как лучше изобразить пророка, что вызвало недовольство радикальных исламистов, а в новой серии один из героев должен был произнести ответную речь. Хотя в конечном счете Мухаммед, переодетый медведем, и стал героем серии, после того как он снимает костюм, то оказывается Санта Клаусом.

Страх перед мусульманским миром, сложившийся в Европе и Америке, к концу десятилетия стал проявляться все сильнее и сильнее. При чем как в правовом поле, в частности, в запрете на строительство минаретов и дискуссиями о приемлемости ношения традиционной женской одежды для мусульманок. Так и в вопросах общественной жизни, как например, в дебатах о возможности строительства мусульманского центра на площади Ground Zero, на месте уничтоженных терактом 11 сентября «башен-близнецов». Однако эта тенденция имела и радикальные экстремистские формы, как в случае с публичным сжиганием Корана протестантскими пасторами в США 11 сентября 2010 года, в годовщину теракта в Нью-Йорке.

Начало нового десятилетия лишь продолжило цепь трагических событий. Первого января 2011 года в Египте прогремели взрывы в одной из церквей Александрии. Международная террористическая организация «Аль-Каида» уже выступала с угрозами в адрес египетских христиан, и теперь террорист-смертник воплотил ее в жизнь.

В свою очередь, хочется надеяться, что сложившаяся ситуация будет меняться: христианская цивилизация будет избавляться от своего страха, а мусульманский мир не будет давать для него поводов.

  • МАХМУД

    Так и не понял о чём статья. Кто же виноват? Ислам или Запад? И кто прав?

  • Олег

    Это они нас боятся и ненавидят. Не пускают христиан в Мекку вообще, а требуют строительства мечетей в мировых столцах и получают разрешение. Так у кого фобия?

  • seoonlyblog

    Хорошая статья! Автору респект)