Женская тема в буддизме

Женская тема в буддизме

Анализировать существование каких-либо идей в буддизме очень тяжело и, зачастую, просто неправомерно. Так как и буддизма как целостной религиозной системы не существует, и говорить, например, о женщинах в буддизме необходимо всегда с оговорками. Начнем с того, что осталось в официальных текстах и документах.

В Пратимокше (своде монашеских правил) зафиксированы указания как для монахов (бхикку), так и для монахинь (бхиккуни). Также известно, что женскую монашескую сангху основал сам Будда Шакьямуни. Оговоримся, что Виная питака и Пратимокша имеют значение во всех направлениях буддизма, но в некоторых они претерпели изменения. Также, не стоит сравнивать Чань/Дзэн с Тхеравадой.

В Пратимокше мы видим различное отношение к монахам и монахиням. Для первых существует 227 правил, для вторых 311. Кроме того, наказание за несоблюдение правил различное. Также женщины, прежде чем стать монахинями, должны пройти двухлетний испытательный срок, что не является обязательным условием для мужчин; после этого монахине предстоит посвящение как в женской, так в мужской сангхах. При этом, она не имеет права даже косвенно оскорбить монаха и не может его поучать, что, соответственно, не распространяется на мужчин. Здесь, конечно, можно говорить о дискриминации, но важно отметить, что для времени возникновения женской монашеской общины факт ее появления был более, чем прогрессивным, так как по положению женщины в обществе того времени были полностью подчинены мужчинам.

Сангха монахинь в Тхераваде просуществовала много веков, но к концу XI века прекратила свое существование, а значит прервалась и линия преемственности, и в настоящее время вопрос о возрождении женской сангхи стоит очень остро. Вкратце эту проблему можно описать следующим образом: для посвящения в общину необходимо, чтобы это посвящение приняли четыре монахини, но как логично следует из предыдущего предложения, им просто неоткуда взяться.

Считается, что линия монахинь была сохранена в Китае, но буддизм Китая (махаяна) сильно отличается от традиции тхеравады, и получается, что стать монахиней в тхераваде невозможно никоим образом, так как приняв монашество в махаяне, придется «перепостригаться», а провести этот обряд некому. Также, принимая во внимание колоссальные различия в пути этих двух традиций, тхеравадины не могут принять монахиню махаяны.

Но это не означает, что в тхераваде нет места женщинам. Они могут носить титул мэчи — послушницы с бритой головой и в белых одеждах, но этот статус не равен статусу монахини.

Все вышеизложенное касается формальной стороны вопроса женского монашества. Стоит напомнить, что известна история Миларепы, который на своем пути повстречал девушку, ставшую в последствии его ученицей. А вот фрагмент наставления пожилой женщине:

Бабушка, ты сжигаема яростью

При встрече с врагом.

Посмотри на свои мысли и проверь свой ум.

Тебе нужно практиковать учение Будды,

Тебе нужен знающий и надежный Учитель,

И тогда для тебя все может измениться.

Другой важный аспект положения женщины в буддизме относится собственно к философии, которая вообще определяет место человека и направлена на самопознание. Итак, махаяна утверждает, что нет вечного субстанционального «я», то есть личности, души, которую мы привыкли идентифицировать с собой. Так есть ли разница, избавляться от иллюзии мужского «я» или женского?

Обращая внимание на тхераваду, мы видим, что в концепции человеческого существования есть не просто поток дхарм, а поток дхарм, в котором выделяются половые дхармы. Именно они и обуславливают трудности освобождения для женщин, которые омрачены инстинктом продолжения рода, им сложнее контролировать свои эмоции, они более привязаны к земному, к своей внешности и социальному положению.

P.S. Одна моя подруга, перманентно настроенная на эзотерическую волну, считает, что гендерные различия проявляются на тонком плане, и даже в высших сферах мы имеем то, что имеем. Этой концепцией она оправдывает свою женственность и потакание ей. Несмотря на то, что буддизм различает мужское и женское в рамках препятствий на пути, он не позволяет оправдывать этим свои слабости, но призывает лишний раз их признать, осознать и преодолеть.

И напоследок хотелось бы заметить, что Далай-лама XIV в одном из своих интервью сказал, что был бы не против родиться в следующей жизни женщиной. Возможно, это была уступка прогрессивному западному человечеству, столь активно обратившемуся в сторону буддизма, а возможно и искреннее желание продемонстрировать идею о том, что все равны. Не продолжая эту фразу вслед за героями Оруэлла.

  • Sergey BCN

    Браво !
    Вы — женщина, обладающая настоящим духовным мужеством.
    Жаль только, что не все женщины, встающие на Путь (и не только буддийский) это понимают — вместо того, чтобы посредством этого понимания «срезать» лишнюю петлю, уводящую от Центра, довольно часто они предпочитают «адаптировать» Традицию под себя, в угоду своей природе, пусть и бессознательно, зачастую.

    Тенденция к «адаптациям» и само-проекциям, впрочем, в равной, если не большей, мере касается и мужчин. :)

  • Sergey BCN

    Браво !
    Вы — женщина, обладающая настоящим духовным мужеством.
    Жаль только, что не все женщины, встающие на Путь (и не только буддийский) это понимают — вместо того, чтобы посредством этого понимания «срезать» лишнюю петлю, уводящую от приближения к Реализации, довольно часто они предпочитают «адаптировать» Традицию под себя, в угоду своей природе, пусть и бессознательно, зачастую.

    Тенденция к «адаптациям» и само-проекциям, впрочем, в равной, если не большей, мере касается и мужчин. :)

  • Юлия Полевая

    Сергей, спасибо, приятно :)

  • Валерий П

    Браво ))))
    И ведь не даром тот же Бодхисаттва Авалокитешвара не имеет пола

  • Ольга Жук

    что Вы хотели сказать этой заметкой с тенденциозным и претенциозным названием? Очень трудно понять… Наверное требуется специальная подготовка, моего образования — высшего гуманитарного и кандидатской степени явно не хватает. Пожалуйста, напишите короткое резуме.

  • Наталья

    «Именно они и обуславливают трудности освобождения для женщин, которые омрачены инстинктом продолжения рода, им сложнее контролировать свои эмоции, они более привязаны к земному, к своей внешности и социальному положению». Какая «мужская» ерунда! Вы бы еще про предменструальный синдром поговорили и к понятию дхармы это привязали! Подобные фразы тоже «оправдание женственности и потакание ей». Хотите играть в человеческие игры — добро пожаловать за вуаль Майи, но зачем впутывать в это противоположные религиозные течения?

  • востокоЕд

    Если Пратимокша, то — бхикшу и бхикшуни, а не бхиккху и бхиккхуни. Либо тогда Патимоккха — на пали. А то разнобой получается.
    И 227/311 обетов — это в Тхераваде. В версии Дхармагуптаки (принятой в Восточной Азии) — 250 и 348. В Муласарвастиваде (Тибет) — 253 и 364. (У бонцев 250 и 360 :)).