Category Archives: кино

Halloween

Halloween

31 октября в Америке и Европе традиционно празднуют Halloween. В России он часто воспринимается как «праздник нечисти», не имеющий культурных и религиозных корней, и отмечается в форме карнавала с невинными шутками. Тем не менее в этом году Министерство образования и науки Краснодарского края выразило «определенное суждение об однозначно негативных последствиях» Хэллоуина и запретило его празднование в школах. Полная формулировка запрета звучит следующим образом: «Наличие в мероприятиях «Хэллоуина» элементов религиозного содержания (культ смерти или глумление над смертью, олицетворение смерти и духов зла и т.д.) противоречит светскому характеру образования в государственных образовательных учреждениях, разрушительно для психического и духовно-нравственного здоровья учащихся». По мнению ученых, приведенном в официальном обращении министерства, праздник может спровоцировать агрессию и склонность к суициду, поэтому вместо мероприятий в честь Хэллоуина чиновники советуют создавать новые формы праздников в соответствии с базовыми ценностями русской культуры.

В принципе они не одиноки в своем стремлении ограничить общество от дурного влияния языческого праздника, в истории Хэллоуина было всякое. Произошел он от кельтского праздника Самайна, который был связан с культом плодородия. У кельтов было два времени года — зимнее (темное) и летнее (светлое). При переходе на темное время года (31 октября) заканчивался сбор и раздел урожая и проводились определенные обряды: очищение огнем, гадание, жертвоприношения в благодарность богам. Именно в этот период соприкосновение с потусторонним наиболее сильное.  Считалось, что в ночь Хэллоуина умирали все люди, нарушившие табу. Со временем эти предания были переосмыслены в символическом ключе, и начали проводиться карнавалы и колядки, где люди стали наряжаться в костюмы демонов, ведьм и других злых существ, встречающихся в черной магии.

Символом праздника стала полая тыква, внутрь которой помещается свеча — это образ неприкаянности грешных душ, скитающихся по земле.

Католические папы не раз ставили себе целью отменить этот праздник. В противовес был создан День всех святых, который празднуется 1 ноября, именно поэтому Хэллоуин носит название от All Hallows Eve (Канун Дня всех святых). Однако любовь ирландцев к этому празднику была настолько велика, что католической церкви не удалось полностью искоренить его. Таким образом, произошло слияние Самайна и Дня всех святых.

Мы предлагаем подборку фильмов, которые помогут ощутить дух Хэллоуина, и обойти таким образом запрет на его празднование.

Хэллоуин/ Halloween
Реж. Роб Зомби

Один из наиболее известных хорроров, франшиза, которая снималась на протяжении 20-ти лет. В 2007 году музыкант и режиссер Роб Зомби снял двухсерийный ремейк. Это история о вымышленном герое Майкле Майерсе, жестоком маньяке-убийце, который раз в год в ночь Хэллоуина надевает маску и приносит в жертву определенную семью и всех, кто попадается ему на пути. В одной из частей рассказывается история его жизни: считается, что он был одержим духом Самайна, и каждый раз в ночь Хэллоуина слышал зов к ритуальному убийству.

Дом-монстр/ Monster House
Реж. Гил Кинан

Мультфильм от продюсеров Роберта Земекиса и Стивена Спилберга, взявший Оскар и Золотой Глобус как лучший мультфильм 2006 года. Режиссер Гил Кинан обращается к образу страшного старого дома с мистическим прошлым и загадочным настоящим. Зрителю представляется возможность встретиться с привидением, которое обретает особенную силу в ночь хэллоуина.

Кошмар перед Рождеством/ The Nightmare Before Christmas
Реж. Генри Селик

Мультфильм режиссера Генри Селика и продюсера Тима Бертона соединяет в себе два праздника — рождество и хэллоуин, и интересен с точки зрения описания страны Хэллоуин. Здесь есть множество героев, присутствующих в разных фильмах, историях и книгах — это привидения, демоны, вампиры, Франкенштейн, Бугимен и многие другие герои. Образ призрака Джека, короля Хэллоуина, используется в атрибутике разных субкультур. Стоит отдельно отметить довольно популярный саундтрек к фильму, который даже перепевался рок-звездами.

Фокус-покус/ Hocus Pocus
Реж. Кенни Ортега

Считается, что в Самайн совершались ритуальные жертвоприношения — в жертву приносились девственницы, которые сами соглашались на роль жертвы. Это вызывало хорошее расположение богов к кельтам, гарантировало им безопасность на все зимнее время.
В фильме «Фокус-покус» миф изменяется: нет кровавых жертв, однако есть цепь событий, которую может запустить только девственница.

Кошелек или жизнь/ Trick ‘r Treat
Реж. Майкл Догерти

Фильм вышел в 2007 году только на DVD, однако это не помешало появлению большого количества поклонников. «Кошелек или жизнь» иллюстрирует миф, что в Хэллоуин погибают грешники. Силы зла в эту ночь совершают возмездие и наказывают всех провинившихся, вызывая у людей самые сокровенные страхи и раскаяние за совершенные поступки.

Культпоход в ноябре: кино

Культпоход в ноябре: кино

Война богов: бессмертные 3D / Immortals
Реж. Тарсем Синх

Война богов — это новая попытка осмысления Голливудом мифов Древней Греции, которые вновь трансформируются и переделываются под современного человека, а герои древнего мира становятся похожими на привычных нам супергероев. И здесь Тесей выступает спасителем мира и человечества, любимцем богов и показывает всю силу и величие человека. Наиболее близкий для сравнения пример — «Битва титанов», где в роли супергероя выступил Персей.

Подробнее о фильме

Премьера в России — 10 ноября

11.11.11
Реж. Даррен Линн Боусман

В прокат выходит фильм «11.11.11.», в котором снова происходит обращение к магии чисел. Каждый раз, когда совпадают день, месяц и год, люди считают это или добрым знаком или преддверием конца света. И это является частью «народной религии», набирающей популярность благодаря таким фильмам как «2012» и постоянным обращением мистиков и оракулов к людям с вестью о конце света. В фильме можно встретить идею апокалипсиса, а также описание демонов и других сил зла, в то время как герои ищут тайные знаки в Библии и других священных писаниях.

Премьера в России — 10 ноября

Сумерки. Сага. Затмение. Часть 1 / The Twilight Saga: Breaking Dawn — Part 1
Реж. Билл Кондон

Последняя часть саги «Сумерки», о которой мы уже писали ранее. Зрителю вновь представляется возможность сопереживать героям и наблюдать за развитием отношений человека и вампира. И в данном случае образы вампиров и оборотней отнюдь не пугающи, а скорее наоборот. Девушки всего мира признают героев уже не первый год самыми сексуальными мужчинами планеты. Однако сами фильмы уже удостаивались не только высоких наград, но и неоднократно выдвигались на Золотую малину (премию за самое плохое кино года).

Премьера в России — 17 ноября

Чужие на районе / Attack the Block
Реж. Джо Корниш

Пришельцы вновь атакуют Землю, на этот раз они начали свою интервенцию с Лондона. Злобные существа, похожие на Чужого, встречаются с силой, способной им противостоять — это «реальные пацаны», на все готовые ради своего «района». Этот фильм представляет собой взгляд европейцев на тему пришельцев и отличается наличием более тонкого юмора. Стоит отметить также присутствие в фильме актера Ника Фроста, недавно сыгравшего роль в фильме «Пол: секретный материальчик» о приключениях пришельца в США.

Премьера в России — 17 ноября

Развод Надира и Симин /Jodaeiye Nader az Simin
Реж. Асгар Фархади

Фильм об иранской семье, взявший золотого медведя за лучшую мужскую роль, серебряного медведя — за женскую, а также награду экуменического (христианского) жюри на фестивале в Берлине в 2011 году. Количество разводов в Иране за последние годы выросло, и этот рост продолжается до сих пор. Во время развода женщина сталкивается с рядом трудностей — она может потерять опеку над ребенком, кроме того муж может «отстранить» жену, и тогда она вынуждена будет покинуть дом с потерей всех прав. Женщина может подать на развод только в том случае, если докажет бесплодие или психическое заболевание мужа.

Премьера в России — 24 ноября

«Фауст» Сокурова

«Фауст» Сокурова

«Фауст» завершает тетралогию об истоке зла и власти, начатую Александром Сокуровым несколько лет назад («Молох», «Телец», «Солнце»). На Венецианском фестивале, прошедшем в сентябре 2011 года, картина получила золотого льва, самую высокую награду, и вызвала большой резонанс среди кинокритиков, журналистов и киноэлиты. Русский зритель плохо приучен к фильмам без закадрового перевода, но это не испугало режиссера, и он принял решение выпустить фильм на языке Гете.

Иоганн Фауст — доктор и чернокнижник. Есть свидетельства, что он преподавал античную историю студентам, вызывая тени героев для визуализации сюжетов. Его биографию сравнивают с Симоном Волхвом и Альбертом Великим. Фауст выступал против квиетизма (ответвление католицизма, направленное на созерцание и безволие по отношению к богу), считая, что пассивное подчинение богу противоречит творческой природе человека и его силе. Его бунтарские взгляды приводят к встрече с демоном (у Гете — Мефистофелем) и заключению с ним договора. Через 24 года Фауст был убит демонами, а душа его попала в ад (хотя у Гете она все-таки была спасена ангелами). Стоит заметить, что фигура Фауста окружена ореолом мистики, но достоверных исторических фактов, свидетельствующих об этом, почти нет. Однако с этой темой связано создание нескольких произведений, описывающих его биографию («Народная книга» — без автора, а также книги Марло, Кайе и Гете).

Премьера в России — 9 февраля 2012г.

Война богов: бессмертные

Война богов: бессмертные

В прокат выходит «Война богов: бессмертные», повествующая о греческом герое Тесее. Это очередная попытка осмысления Голливудом мифологии и культуры Древней Греции. Об одном из последних примеров в ряду многочисленных фильмов на эту тему Religo.ru уже рассказывал своим читателям.

Тесей был одним из самых популярных героев Аттики, хотя его почитание встречается и за пределами греческого региона. Родители Тесея — царь Эгей, сын Посейдона, и его жена Эфра, дочь царя Питфея. Считается, что именно Тесей первым принял демократию, когда стал царем Афин, что позволило этому городу стать наиболее сильным полисом в Греции. Тесей не только герой, победивший Минотавра на Крите и многих разбойников, он еще и любимец богов, заключающий с ними договоры и получающий за это поддержку и помощь. Однако образ его небезупречен, так как он совершал поступки, шокирующие даже их: например, похитил царицу Елену, которая впоследствии стала «яблоком раздора» в Троянской войне, участвовал в похищении Персефоны, жены Аида и царицы царства мертвых, чем сильно прогневал богов. В конце царствования Тесей был изгнан из Афин за тиранию, которая противоречила принципам демократии, которые он сам же и ввел.

Основным источником описания Тесея считается произведение «Тесей» Плутарха.

Премьера в России — 10 ноября.

Культпоход в октябре: кино

Культпоход в октябре: кино

Каждый месяц Religo.ru выбирает выходящие в прокат фильмы, на которые мы бы хотели обратить ваше внимание. Нам важно освещать все проявления религиозности в современном мире, и кинематограф не является исключением. В октябре на большом экране можно увидеть как человек побеждает время, какой будет жизнь людей будущего, к чему приводят прогресс и последствия религиозного фанатизма и многое другое.

Живая сталь / Real Steel
Реж. Шон Леви

По мере развития прогресса возникает вопрос, как будет выглядеть общество, когда машины станут самостоятельными, научатся «думать», и смогут ли они заменить человека. Эти темы уже неоднократно поднимались в кинематографе в таких фильмах как «Терминатор», «Робокоп» и других. Идея «Живой стали» сводится к тому, что человеческий интеллект заменить невозможно, но робот может позаимствовать у него «технику» и непредсказуемость, и это дает большие преимущества перед теми, кто запрограммирован на стандартные действия и решения.

Премьера в России — 6 октября

Не бойся темноты / Don’t Be Afraid of the Dark
Реж. Трой Никси

Новый фильм-ремейк одноименного фильма 1978 года от Гильермо дель Торо. Сюжет основан на мифе о загадочных существах — зубодерах. Это злые зубные феи, питающиеся молочными зубами и использующие магию. Миф о зубной фее появился в Великобритании и вскоре стал популярен среди других европейских стран и в Америке. Для кинематографа характерно превращение добрых героев в злых, и миф о зубной фее не стал исключением. В России зубные феи известны благодаря кино, но не очень популярны, однако фильм будет интересен любителям европейской мистики, а также ценителям творчества Гильермо дель Торо.

Подробнее о фильме

Премьера в России — 13 октября

Не сдавайся / Restless
Реж. Гас Ван Сент

Фильм показывает, как ощущение приближающейся смерти и соприкосновение с ней меняет восприятие мира и заставляет задуматься о каждом прожитом дне, о каждой встрече. Особый оттенок фильму дают подростковые проблемы
поиска взаимопонимания, обособленности и некоторой отстраненности от мира, которые так часто возникают в «переходном возрасте». И здесь важно, чтобы рядом был человек, который способен принять тебя таким, какой он есть.

Премьера в России — 13 октября

Другая земля / Another Earth
Реж. Майк Кехилл

Поклонникам фильмов «Беги, Лола, беги» и «Эффект бабочки» будет интересна дебютная картина Майкла Кехилла «Другая заемля», призер Sundance-2011, фестиваля независимого кино, проходящего каждый год в США. Проблемы времени и невозможности изменить прошлое неоднократно поднимались в кино с помощью различных образов. Сожалея о своих поступках, люди часто мечтают вернуться в прошлое, исправить ошибку и посмотреть, как все могло бы сложиться. На этот раз героям предоставляется возможность посмотреть на жизнь своих двойников.

Премьера в России — 13 октября

Паранормальное явление 3 / Paranormal Activity 3
Реж. Генри Джуст, Эриель Шульман

Третья часть успешной франшизы «Паранормальное явление». Зрителю вновь предоставляется возможность столкнуться со сверхъестественным – призраком дома. Похожие образы часто появляются в кино, взывая к страху темноты и привидений, а также встречи с неизведанным во время того, как человек засыпает. «Паранормальное явление-3» дополняет первую и вторую части, однако для того чтобы понять сюжет третьей, они не обязательны к просмотру.

Премьера в России — 20 октября

Красный штат / Red State
Реж. Кевин Смит

В российский прокат выходит фильм-провокация «Красный штат» Кевина Смита, участник фестиваля Sundance-2011. В фильме можно увидеть, как церковный фундаментализм принимает крайне жестокие формы, и чем может обернуться религиозный фанатизм. Прототипом главного героя стал пастор Баптистской церкви Уэстборо Фред Фелпс, придерживающийся радикальных взглядов в отношении гомосексуализма. В фильме круг проблем расширен до любого нарушения заповедей и доведен до крайней точки, чтобы привлечь внимание к отношениям церкви и общества.

Подробнее о фильме

Премьера в России – 20 октября

Время / In Time
Реж. Эндрю Никкол

Фильм «Время» Эндрю Никкола — это новая киноутопия, в которой человек побеждает старость, и единственной валютой становится время. Проблемы старения, вечной жизни и идеального общества волнуют людей еще со времен Томаса Мора, однако идеальной модели так и не найдено. «Время» подтверждает это, а также наводит на мысль, что прогресс может завести в тупик, не оправдав надежды людей, поэтому человек сможет стать счастливым не благодаря технологиям, но если он останется Человеком.

Подробнее о фильме

Премьера в России – 27 октября

Страсти по «Расколу»

Страсти по «Расколу»

Наш спор — не духовный
О возрасте книг.
Наш спор — не церковный
О пользе вериг.

Наш спор — о свободе,
О праве дышать,
О воле Господней
Вязать и решать.

Варлам Шаламов

Потребность осмысления прошлого — в природе людей. Она особенно сильна во времена перемен, когда обновляется не только современность, но и отраженная в ее зеркале история. Чуткий индикатор таких процессов — российский кинематограф. Со времен «перестройки» снято немало фильмов, посвященных переосмыслению нашей новейшей истории: революции и гражданской войны, периода репрессий и Великой Отечественной… Роковой драматизм XX века закономерно приковывает к себе внимание, но становится ясно, что его катастрофические события не могут в полной мере объяснить сами себя, ибо укоренены в более давней истории России.

Попытки современных кинематографистов поглубже «копнуть» русскую историю пока немногочисленны. Среди них выделяются фильм Павла Лунгина «Царь» и, конечно, новый сериал Николая Досталя «Раскол», телевизионная премьера которого состоялась в сентябре. При очевидных различиях — по формату, стилистике, самому подходу к историческому материалу — эти фильмы объединены стремлением актуализировать средневековое прошлое России. Не превращать его в благостную лубочную «клюкву» или остросюжетный исторический триллер, а представить как приглашение к серьезным раздумьям о судьбах страны.

И «Царь», и «Раскол» посвящены поистине судьбоносным, узловым моментам истории Руси позднего Средневековья — правлению Ивана Грозного (XVI век) и церковному расколу XVII века. В определенном смысле эти два фильма представляют собой диптих, затрагивая тему власти царя в конфликте с Церковью и собственной христианской совестью. Есть и прямые исторические переклички. Ведь патриарх Никон считал себя прямым продолжателем дела митрополита Филиппа Колычева, бескомпромиссного обличителя тирана на троне. Но именно при Иване Грозном состоялся знаменитый Стоглавый собор, на котором было утверждено двуперстие и другие древнерусские нормы благочестия, подвергшиеся ревизии в ходе никоновской реформы… В истории множество подобных нитей, переброшенных между столетиями и эпохами, порой явных, порой еле заметных, но накрепко связывающих потомков с наследием прошлого.

Монументальный двадцатисерийный «Раскол» — бесспорно, яркое и важное событие в российской культурной жизни. Произведение Николая Досталя неслучайно названо «фильм-фреска»: оно выполнено в особом, редкостном для нашего кино жанре художественной кинохроники, с бережным и внимательным отношением к историческому материалу. Изображая события, для участников которых обрядово-бытовые стороны жизни обладали колоссальным значением, наполнялись религиозным смыслом, создатели фильма постарались как можно точнее воссоздать картину повседневности XVII века. И зритель получил возможность «заглянуть» в русскую жизнь 350-летней давности, увидеть царскую опочивальню и келью монаха, убранство стола и одежду разных сословий, священнические облачения и богослужебные ритуалы того времени… Хотя не обошлось без отдельных неточностей (например, когда царские гонцы крестятся, не снимая шапок), в целом историческая достоверность картины заслуживает высокой оценки. Притом речь идет не о близком для нас XX веке, не о XVIII или XIX веках, в общем, неплохо нам известных, а о событиях далекого, подернутого исторической дымкой семнадцатого столетия!

Ведь Никон посвятил жизнь безнадежному, заведомо проигрышному делу: намеревался насадить в России теократический строй, при котором господствующая роль в обществе и государстве принадлежала бы Церкви.

Специфика этого столетия в том, что оно явилось переходной эпохой от Средневековья к Новому времени и столкновение перемешанных в культуре «бунташного века» элементов старого и нового непрестанно провоцировало напряженные коллизии. Характерная примета новизны — появление живописных произведений в стиле ренессанса и барокко. В фильме воссоздана яркая сцена: патриарх Никон собственноручно на глазах у народа уничтожает неканоничные иконы «фряжского письма». Но, как говорится, гони природу в дверь, она войдет в окно: модернизация была неизбежна, и сам Никон оказался одним из локомотивов этого процесса. Да, патриарх уничтожал новомодные иконы, но и покровительствовал новым жанрам литературы и искусства, которые активно проникали в Россию через присоединенные области Украины и Белоруссии. Один из таких жанров — портретная живопись. Именно в XVII веке в России создаются первые прижизненные изображения людей — «парсуны», выполненные в реалистической манере. Благодаря этому мы имеем представление, как выглядели в жизни главные герои сериала «Раскол», ведь сохранились парсуны царя Алексея Михайловича и патриарха Никона, а также ранние старообрядческие иконы и книжные миниатюры, изображающие протопопа Аввакума.

Очевидно, создатели сериала не задавались целью достичь портретного сходства, стремясь добиться более важного — внутреннего соответствия актеров образам своих персонажей в рамках концепции фильма. Пожалуй, наиболее удачно оказался воплощен образ патриарха Никона в исполнении актера Валерия Гришко. Да, он только отдаленно напоминает могучего архипастыря с крупными чертами широченного мужицкого лица и пронзительными черными глазами, горящими словно уголья, запечатленного на знаменитой парсуне «Никон с клиром» из собрания музея Новоиерусалимского монастыря. Впрочем, внешность исторического Никона, по происхождению мордвина, была настолько колоритна, что подобрать вполне соответствующего ей актера — задача едва ли вообще осуществимая.

Зато почти безошибочно передан характер этого героя: волевой, решительный и властный, характер лидера-волюнтариста — не столько духовного, сколько политического. Парадокс личности Никона в том, что этот богатырь, рожденный для борьбы, избрал путь священника и монаха. Но в монашескую мантию, символизирующую отречение от собственной воли, был облачен человек неукротимой энергии, рождающий грандиозные, дерзкие замыслы, непреклонный в достижении своих целей. При этом в Никоне не чувствуется какого-то раздвоения, он всей душой был предан делу Церкви, однако понимал его по-своему и служил религии кротости и смирения со страстью и непримиримостью. В то же время судьба этого удивительного патриарха-богатыря, круто расправлявшегося с любыми оппонентами, исполнена трагического драматизма.

Ведь Никон посвятил жизнь безнадежному, заведомо проигрышному делу: намеревался насадить в России теократический строй, при котором господствующая роль в обществе и государстве принадлежала бы Церкви. Он ориентировался на идеологию и практику папского Рима, в XII–XIII веках вплотную приблизившегося к реализации идеала теократии. Учение Никона о превосходстве «священства» над «царством» повторяло аргументы Римского Папы Иннокентия III. При этом Никон полемизировал с русским царем, а Иннокентий — с императором Священной Римской империи. Однако к XVII веку в Европе выросли мощные режимы абсолютной монархии (Англия, Франция, Испания), которым Римские Папы уже не могли, как прежде, диктовать свою волю и потому вынуждены были отказаться от былых политических притязаний.

На православном Востоке, в том числе на Руси, теократическая идея никогда не пользовалась успехом, напротив, здесь преобладала модель «цезарепапизма», в рамках которой Церковь сама контролировалась светской властью. В XVI–XVII веках власть московских государей заметно укрепилась и также приобретала черты абсолютизма, не намеренного терпеть вмешательства церковников в свои дела, о чем красноречиво свидетельствует трагический финал противостояния митрополита Филиппа и Ивана IV. В подобной исторической ситуации мечтать о теократии в России и всерьез рассчитывать на подчинение царской власти диктату главы Церкви было наивным утопизмом. И, как ни странно, патриарх Никон — умудренный опытом, умный и дальновидный, оказался во власти этой иллюзии, пустился в рискованную политическую авантюру. Одержимость своими идеями и даже авантюризм — тоже характерные качества Никона, которые неплохо удалось передать авторам сериала «Раскол» при создании образа патриарха.

«Время» новой утопии

«Время» новой утопии

Время / In Time, 2011

Новая картина Эндрю Никкола, уже имевшего опыт создания киноутопий (Гаттака, 1997), по-новому поднимает темы научного прогресса, смерти и вечной жизни. В недалеком будущем ученые научились «выключать» ген старения. И время стало новой валютой, которой расплачиваются как за предметы роскоши, так и за товары первой необходимости. Временем можно управлять, его продают и крадут. С момента рождения начинается обратный отсчет, но, достигнув 25-летия, люди остаются вечно молодыми, если купят дополнительное время. Но только самые богатые могут себе это позволить, а бедняки умирают молодыми.

Авторы фильма развенчивают утопическую мечту человека о победе над смертью и старостью и напоминают, что счастливыми можно стать благодаря взаимопомощи и человечности. Власть денег победить невозможно, потому что человек всегда найдет им замену. Идеального мира не существует, внешнее благополучие — всего лишь красивая «обертка», а прогресс может в итоге и не стать панацеей от старости, болезней и смерти.

Премьера в России — 27 октября.

Не бойся темноты

Не бойся темноты

История про дом с загадочным прошлым от мистификатора Гильермо дель Торо. Украшенный чучелами животных, деревянной резьбой и фресками, огромный и неизведанный, он создает особую атмосферу фильма.

Сюжет «Не бойся темноты» разворачивается вокруг мифического существа зубодера — злой зубной феи, британские легенды о которой популярны до сих пор. Зубодер питается молочными зубами, которые ворует у детей, при этом калеча или пугая их с помощью колдовства. Зубодеры — ночные существа, они слабеют на свету, которого очень боятся. Они следят за героями фильма из-за углов, разговаривают с ними, прячутся в подвале.

Зубодер — негативный образ изначально положительного персонажа. Такие «подмены» характерны для кинематографа, когда добрые герои превращаются в злобных монстров и убийц. Ярким примером здесь является фильм «Санта на продажу», где Санта Клаус предстает перед нами жестоким чудовищем и убийцей.

Конечно, в России фильм «Не бойся темноты» не найдет такого понимания, как на Западе, так как легенды о зубной фее в нашей стране известны только из продуктов того же кинематографа. Но это характерный образец творчества Гильермо дель Торо, который будет интересен его поклонникам и любителям народной мистики.

Премьера в России — 13 октября.

Венсан Кассель - Монах

Готический «Монах»

Сразу после выхода в 1796 году готический роман «Монах» 19-летнего Мэтью Грегори Льюиса спровоцировал скандал и стал очень популярен в Европе. Маркиз де Сад высоко оценил произведение молодого романиста, назвав его наиболее характерным из «романов в новейшем вкусе». Однако многие критики давали негативные оценки «Монаху» из-за эпатажных и дерзких, по меркам того времени, тем: сатанизма, черной магии, трансвестизма, сексуального насилия, инцеста и др. Обвинения, выдвинутые в адрес автора, привели к тому, что он отредактировал роман и убрал из него самые жестокие и провокационные сцены, однако общая сюжетная линия была сохранена. В XX веке интерес к роману возобновился: Антонен Арто перевел его на французский язык, а Луис Бунюэль собирался экранизировать.

«Монах» режиссера Доминика Молля — попытка современного осмысления романа, сюжет которого разворачивается вокруг тем грехопадения, убийства и инцеста. Главный герой, монах Амброзио (в исполнении Венсана Касселя), перестает стремиться к святости, а главной его целью становится спасение жизни от инквизиции, а не спасение души. Фильм интересен в первую очередь возрождением интереса к темам позднесредневековой религиозности: таким как ведьмовство, одержимость сатаной, продажа души дьяволу и др. Весьма примечательна и попытка скрупулезного воссоздания исторического контекста, окружавшего человека на рубеже Средневековья и эпохи Просвещения.

Премьера в России — 1 декабря 2011 года.

Красный штат

Побойся Бога, или «Красный штат»

Впервые свой новый фильм «Красный штат» Кевин Смит представил на фестивале Sundance — 2011. Подражая герою фильма, режиссер вышел на премьеру с лозунгом «Бог ненавидит толстых».

В «Красном штате» показан религиозный фанатизм в самых крайних формах. Те, кто верен Богу, убивают развратников, а пастор, отказываясь спасать людей, занимается их уничтожением. Кевин Смит пытается поднять вопрос болезни современного общества и тупиковости дальнейшего пути в отсутствие духовного развития. Но фундаментализм и религиозный фанатизм зачастую принимают ужасающие формы. С одной стороны, жестокость этого фильма отталкивает, но с другой — заставляет задуматься над будущим человечества и поиском «золотой середины» в его развитии.

Прототипом главного героя стал глава Баптистской церкви Уэстборо, пастор Фред Фелпс, который прославился нетерпимостью к сексуальным меньшинствам и провокационным высказываниям в их адрес. Фреду Фелпсу принадлежит сайт God Hates The World, где осуждаются все страны, легализовавшие гомосексуализм. В их число попала и Россия.

Премьера в России — 20 октября 2011 года.