Category Archives: репортаж

Лумбини

Лумбини

Лумбини находится в Непале недалеко от границы с Индией и именно здесь, по предположениям историков и археологов, родился Будда Шакьямуни. Точная дата и место его рождения до сих пор являются предметами научных дискуссий. В начале 2011 года по инициативе ЮНЕСКО в Лумбини стартовал археологический проект, от которого ждут больших подробностей, касающихся места рождения Татхагаты.

Лумбини — это по сути даже не город, а большой парк с огороженной территорией, в котором располагаются монастыри и храмы различных буддийских стран и главный храм — Майя-Деви (Maya Devi Temple), названный по имени матери Будды. Около этого храма расположена колонна известного буддийского царя и миссионера Ашоки, которыми он маркировал важные для буддизма места. Именно по ее наличию археологи прошлого и сделали вывод от том, что именно Лумбини является местом рождения основателя буддизма. Около храма Майя-Деви также находится пруд, в котором по легенде купалась мать Сиддхартхи, и дерево Бодхи.

Путь к Храму лежит через рынок для паломников, где в громадном количестве продаются изображения и статуи Будды, которые продавцы называют «младенец-Будда» (baby Buddha) из-за особой позы — маленький Сиддхартха стоит с поднятым верх пальцем, что иллюстрирует легенду его рождения. По преданию Будда родился из правого бока Майи, сразу после этого он сделал сделал семь шагов, на месте его следов вырастали лотосы, и провозгласил, что это его последнее рождение и он пришел в мир, чтобы избавить его от страданий. В поэме Ашвагхоши «Жизнь Будды» его слова при рождении звучат так:

Родившись так, родился Будда здесь.
За сим — уж больше новых нет рождений.
Теперь рожден я только этот раз
Дабы спасти весь мир своим рожденьем.
(перевод К.Бальмонта)

В храме Майя-Деви фотографировать запрещено. Внутри него находится фундамент храма III века до нашей эры. Сердцем храма является отпечаток ступни Будды Гаутамы
За храмом располагается пруд и дерево Бодхи. На фотографии видны женщины в белом — паломники из Индии
Все храмы буддийских стран на территории Лумбини сфокусированы в своей отделке на событии рождения Будды. Росписи храмов иллюстрируют полное жизнеописание Татхагаты, начиная от его рождения
Пагода Мира, построенная буддистами Японии, которые стремятся возводить их во всех исторически важных местах буддизма. Такая же пагода была в Раджгире, в Индии
Могила японского монаха, который был убит религиозными фанатиками во время возведения Пагоды Мира
Пагода, построенная буддистами Мьянмы
Китайский монастырь

Некоторые храмы не только делают росписи с жизнеописанием Будды Шакьямуни, но и целые скульптурные ансамбли, повествующие о ключевых событиях
Иллюстрация побега Сиддхартхи из отчего дома в сопровождении верного слуги Чандаки и белого коня Кандаки
В знак отречения от мирской жизни Сиддхартха срезал свои царские волосы
Выбрав путь аскета, от которого он впоследствии отказался, провозгласив Срединный Путь, Сиддхартха дошел до такой степени истощения, что, дотронувшись до живота, чувствовал пальцем позвоночник
Достигнув Просветления под деревом Бодхи, Будда Шакьмуни произнес свою первую проповедь в Сарнатхе, перед пятью аскетами
В возрасте 80 лет Будда ушел в паринирвану. Произошло это в Кушинагаре, на территории современной Индии
Krestovozdvizhensky hram

Забытая святыня русского севера

На острове Кий в Белом море находится забытый в наши дни Крестный Онежский монастырь. Во времена патриарха Никона это был оплот православия и самый важный монастырь на русском севере.

История Крестного Онежского монастыря начинается в 1639 году. Никон, еще будучи иеромонахом, плыл по Белому морю из Анзерского скита к реке Онеге. Поднялась буря, и лодку Никона выкинуло на небольшой остров. По преданию, Никон спросил «Кий сей остров?», но не найдя ответа, так и назвал его — «Кий». В благодарность за свое спасение будущий патриарх решил воздвигнуть здесь монастырь. Сначала был поставлен деревянный крест, и только через несколько лет началось строительство. Строили всем миром. Даже царь Алексей Михайлович выделил большую сумму денег и пожертвовал земли и крестьян.

Вид на Крестовоздвиженский собор с мыса Рога. Храм строили на возвышенности, чтобы его главка была видна с Белого моря

Крестный Онежский монастырь строился в противовес Соловецкому, и на некоторое время стал центром православия. Он процветал до середины XVIII века, пока указом царя не лишился угодий и крестьян. Из-за сурового климата и неплодородной почвы начался упадок, численность братии уменьшалась.

В 1854 году произошло нападения на остров англичан, чьи суда курсировали по Белому морю. Многие святыни были утеряны. Однако удалось спасти Кийский крест, главную святыню монастыря. Сейчас крест находится в церкви преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках. В 1870 году монастырь постигло еще одно несчастье. Произошел сильный пожар, уничтоживший почти все постройки.

Государство снова выделило деньги на восстановление монастыря. Но, несмотря на это, прежний статус так и не удалось вернуть, и постепенно началось запустение.

Фрагмент монастырской ограды.

В 1924 году на острове был основан дом отдыха «Кийский». В Крестовозжвиженском соборе был устроен кинотеатр, а постройки приспособлены под жилые помещения.

На данный момент состояние монастыря можно назвать удручающим. Почти все постройки разрушены, утеряны иконы и другие святыни. Колокольня наполовину разобрана, здание трапезной почти разрушено. В относительно неплохом состоянии находятся Крестовоздвиженский собор и Надкладезная церковь, колодец в которой прорубал сам Никон. Монастырский кладбищенский храм Всех Святых превращен в жилой корпус для туристов.

Крест на Надкладезной церкви.
Надкладезная церковь сохранилась лучше всего.

Помещения монастыря принадлежат дому отдыха. Восстановление и поддержание построек происходит только за счет инициативных групп. Каждое лето приезжают школьники из Москвы, которые убирают завалы строительного мусора. Создан исторический музей. На мысе Рога установлен еще один крест силами отдыхающих. В Крестовоздвиженском храме по утрам проходят службы.

Крест на мысе Рога, который был установлен силами отдыхающих.

Однако ни администрация Архангельской области, ни Русская Православная Церковь почти не уделяют внимания монастырю. В администрации было принято решение о консервации построек, а со стороны церкви решение о восстановлении пока не принято.

Полуразрушенная колокольня. Раньше на ней были механические часы.
Вид на Надкладезную церковь, трапезную и настоятельские кельи
Внутри трапезной ведутся работы по очистке помещений от строительного мусора.

Вариантом спасения зданий является воссоздание прихода. В таком случае есть шанс на получение финансирования со стороны РПЦ. Также решается вопрос о сосуществовании прихода и дома отдыха «Кийский». Но уже несколько лет он остается открытым, и монастырь живет только благодаря дому отдыха и тем, кому небезразлична его судьба.

nepal12

Дворовый Будда

Непал, несмотря на свою приближенность к Индии, очень сильно от нее отличается. В первую очередь в культурно-религиозном аспекте. Как мы уже писали в прошлом году, буддийская культура осталась в Индии лишь в исторически обусловленных местах, то есть там, где Будда бывал, и где остались неопровержимые тому доказательства. Но вот в центре Дели вы ступу не встретите, да и самих буддистов по официальным данным там около 0.7%.

В Катманду, столице Напала, на каждом шагу сакральная постройка: в обычном дворе можно обнаружить невероятную плотность религиозных знаков, а также часто необычное соседство. Местные жители на вопрос о количественном соотношении буддистов и приверженцев индуизма отвечают, что 50 на 50%. Но зачастую это означает, что человек принадлежит обеим религиям поровну. И никакого дискомфорта или противоречий они не ощущают.

Почти в каждом закоулке можно найти маленькие ступы, и большую и не очень статую Будды, которой жители приносят подношения, меняют и аккуратно расставляют ритуальные свечи.

Все измерения непальской жизни можно определить как более спокойные по сравнению с индийскими. Это проявляется и в отношении к туристам, и в отношении к религии. Отсутствие ярко выраженной религиозной традиции в стране и гармоничное сочетание различных религий в людях дают ощущение полной умиротворенности жителей Непала, несмотря на многочисленные социальные проблемы. Как и в Индии, религиозная культура неотделима от повседневности, оттого на храмах часто сушится белье, а небольшие святилища могут служить защитой от солнца.

На территории современного Непала есть лишь одно историческое место, связанное с Буддой Шакьямуни — Лумбини, место рождения основателя буддизма, оно находится почти на границе с Индией. Однако близость Тибета обеспечивает и большое количество верующих, и плотно укорененную буддийскую культуру. Правительство Непала предоставляло территорию для проживания тибетским беженцам во время войны Тибета и Китая. Сами непальцы относятся к беженцам с теплотой и заботой, не одобряя действий китайского правительства. Несмотря на влияние тибетской религиозной культуры, непальские ступы аутентичны и легко отличимы из-за наличия в верхней части глаз. Самые известные ступы находятся в Боднатхе (Boudhanath) и Сваямбунатхе (Swayambhunath). Глаза символизируют всевидящее око Будды, они расположены на всех непальских ступах, которые относятся к тибетскому направлению буддизма, что легко понять по обилию традиционных тибетских флажков с мантрами.

 

Боднатх, как и Сваямбуднатх, располагается в нескольких километрах от Катманду, но более оживленный из-за большого количества построенных вокруг ступы храмов и монастырей. Эти две религиозные постройки являются главными местами паломничества буддистов. Ступа Боднатх располагается в центре большой круговой площади, где кафе, гест-хаусы и монастыри образуют стену вокруг нее. Поэтому единственный способ передвижения — вокруг ступы по часовой стрелке.

Нельзя сказать, что священные буддийские места Непала не затронуты коммерцией, как это было в Индии. Вход на священную территорию буквально осуществляется через сувенирную лавку, где тибетские женщины продают украшения и танки. Рестораны же конкурируют за посетителей с помощью самого лучшего вида на ступу, который будет доступен во время обеда.

Тем не менее, баланс достигается за счет простых верующих.

Храм Вознесения Господня

Забытая красота

Фотограф Михаил Иошпа (www.yoshpa.net) рассказывает о прошлом и настоящем одной из церквей Русского Севера, описывая архитектурные детали храма и его неповторимую атмосферу.

Церковь Вознесения Господня в Шенкурском районе — один из красивейших храмов на юге Архангельской области. Он был построен в первой половине XIX века по проекту, составленному архитектором Агеевым в 1725 году.

Раньше на Пасху к храму собиралось множество народа со всех деревень, повозки и телеги занимали всю обширную территорию за церковной оградой. В советское время окрестные деревни исчезли, а храм пришел в запустение. Сейчас богослужения в храме проводятся только тогда, когда приезжает православный священник.

Храм до сих пор обладает удивительной притягательностью, причем не только для верующих. До недавних пор близ храма ежегодно проходили районные туристические слеты.
Попасть внутрь довольно просто: достаточно оторвать доски, которыми забиты дверные проемы.
Эти доски, как и старые деревянные половицы размером в полбревна, нередко становятся дровами для костра.
Но даже в таком разоренном виде храм не потерял своей неповторимой атмосферы.
Она во многом обусловлена архитектурными особенностями храма.
Первоначально купола были покрыты лемехом – продолговатыми фигурными дощечками из осины.
Внутри храма царит полумрак, в котором видны фрагменты настенных росписей и поблескивает уже едва заметная позолота иконостаса.
Некоторые росписи почти полностью стерлись, другие — особенно на втором ярусе — достаточно отчётливы.
Фрески поражают стилем письма — несколько наивным и монументальным одновременно.
Фреска Рождества Христова в нижнем алтаре написана местным маляром.
Фреска «Усекновение главы Иоанна Предтечи».
Вид на старое кладбище из окон трапезной.
По лестнице можно подняться на 35-ти метровую колокольню.
Зимой на службы в нижнем теплом храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы приходили сотни людей.
Теперь же туристы, кладоискатели и просто любопытные оставляют на стенах храма памятные надписи.

Текст: Михаил Бронский

 

Особая гордость Занзибара - уникальная суфийская музыкальная традиция. В мире сохранилось только три подобных коллектива, и все на Занзибаре

«Земля черных людей»

Обозреватель Religo.ru Елена Демидова рассказывает об одном из самых известных и колоритных регионов Танзании — острове Занзибар.

Занзибар — совершенно особенная область Танзании. Здесь есть свой президент, парламент и флаг. С VIII века сюда стали регулярно прибывать арабские торговцы, которые и назвали остров «Зиндж эль-Барр», «землей черных». Continue reading «Земля черных людей»

Остров вечной Пасхи

Остров вечной Пасхи

Остров Пасхи, получивший свое имя от голландского путешественника Якоба Роггевена, достигшего этих земель в Пасхальное воскресенье 1722 года, известен в первую очередь своими моаи, статуям из вулканического пепла, стоящими спиной к океану. Этот самый удаленный от суши населенный остров в мире постоянно привлекает своими загадками исследователей и туристов. Continue reading Остров вечной Пасхи

Новый год для всех буддистов

Буддийский Новый год

В этом году наступление Нового года буддисты всего мира праздновали 3 февраля. Фотокорреспондент Religo.ru в Петербурге Виктория Самойлова (http://monsters-inside.livejournal.com/) побывала в этот день на праздничной церемонии в Санкт-Петербургском дацане. Фото отчет о встрече Нового года мы и представляем нашим читателям. Continue reading Буддийский Новый год

Понт православный

Понт православный

Обозреватель Religo.ru Елена Демидова рассказывает об уникальном событии, прошедшем летом 2010 года, — первом богослужении Вселенского Патриарха в древнем византийском монастыре, пустующем с начала прошлого столетия. Continue reading Понт православный

Нищая у древней стены Инка

Тело Святого Христофора

Фотограф Михаил Иошпа (www.yoshpa.net) организует фотоэкспедиции с необычными маршрутами во многие страны, в том числе и в дикие и необжитые места, леса, пустыни… Поездка в Перу была давней мечтой фотографа, вдохновленного латиноамериканской культурой. Continue reading Тело Святого Христофора

Старая вера в новой Москве

Старая вера в новой Москве

Обозреватель Religo.ru Елена Демидова посетила московский Никольский старообрядческий храм в день его престольного праздника и побеседовала с настоятелем общины о проблемах столичных староверов. Continue reading Старая вера в новой Москве